Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Shilova V.S. 1
1

Одной из проблем изучения системы социально-экологического образования студентов выступает аспект дифференциации в целом, система философских принципов к ее исследованию, в частности. Наше исследование показало, что методологическим основанием выступают следующие общие философские и педагогические положения: «принцип раздвоения единого» – «принцип индивидуализации» – «принцип учета возрастных особенностей» – «принцип дифференциации»[1]. Выделенные нами принципы исследования и построения системы социально-экологического образования всех уровней связаны между собой, причем, не только вертикальными линиями, но и горизонталями, другими направлениями. Вместе с тем каждый принцип второго и третьего рядов определяется совокупным влиянием требований общеметодологического (первого) уровня. Предложенная система принципов послужила основанием дальнейшего исследования и разработки каждого из компонентов рассматриваемого нами вида образования, выделения принципов его собственного функционирования (Там же).

В связи с этим и изучение проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов требует опоры на указанные принципы, а также учета конкретных оснований, обусловленных самим явлением дифференциации. Анализ работ философов, социологов, экологов (Фролов И.Т., Станис Л.Я., Розов М.А., Мамедов Н.М., Реймерс Н.Ф. и др.) позволил нам выделить следующие конкретные принципы, определяемые общеметодологическим уровнем и филиативным подходом [2; 3; 4; 5; 6].

Разделение: принцип понятийной дифференциации, принцип гармонии принцип, информатизации.

Дезинтеграция: принцип развития, принцип экспликации (развертывания), принцип историзма, учет географического фактора, принцип специализации.

Часть. Структура: принцип индивидуации, принцип гетерогенности.

Раскроем их сущность.

Так, разделение (целого на части) – суть дифференциации – требует соблюдения принципов понятийной дифференциации, гармонии, информатизации.

Принцип понятийной дифференциации требует различения относительно самостоятельных научных проекций объективной реальности: структурной, функциональной, динамической. Структурная проекция предполагает определенное выстраивание теории, отражающей какой-либо изучаемый объект реальной действительности. Функциональная научная проекция призвана отражать не только наличие возможностей изучаемого объекта выполнять определенные функции, но и раскрывать их сущность, условия функционирования, результаты. Динамическая научная проекция отражает такие характеристики исследуемого объекта, как его изменчивость, мобильность, направления движения во времени и пространстве.

Принцип гармонии. Гармония (гр.- harmonia) предполагает, прежде всего, согласованность, стройность в сочетании чего-либо; связь, соразмерность [7]. Философы рассматривают гармонию как созвучие, согласие, согласованность в соответствии с эстетическими законами частей в расчлененном целом. Установлено, что идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, продолжала существовать в новой философии (Кеплер, Дж. Бруно, Лейбниц), математике (Р. Декарт и др.), разрабатывается и в настоящее время различными направлениями науки: философией, социальной экологией (Урсул А.Д., Мамедов Н.М. и др.), педагогикой Суравегиной И.Т., Зверевым И.Т. и др. [8; 9; 10; 11]. Необходимо отметить, что каждая область научного знания исследует свой аспект объективной действительности и оперирует соответствующей системой понятий. В нашем исследовании принцип гармонии предполагает учет и сохранение равновесия между процессами дифференциации и интеграции.

Принцип информатизации. Понятие «информация» (лат. информировать) – раскрывается как: сообщение о чем-либо; сведения, которые являются объектом хранения, переработки и передачи. В математике, кибернетике информация представляет собой количественную меру устранения неопределенности, меру организации системы. В последнее время активно развивается теория информации – раздел кибернетики, изучающий количественные закономерности, связанные со сбором, передачей, преобразованием и вычислением информации. Кроме того, понятие «информация» стало всеобщим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования (Там же). В соответствии с изложенным в настоящем исследовании принцип информатизации требует сбора и переработки сведений о дифференциации как явлении и процессе, об объектах дифференциации, методах и средствах ее изучения, особенностях отображения, передачи и сохранения полученной информации.

Дезинтеграция – необходимая составляющая дифференциации, представляет собой, как уже отмечалось, выделение элементов какой-либо системы, представляющих собой системы меньшего порядка. Предполагает опору на принципы развития, специализации, историзма, учета географического фактора. В силу того, что эти принципы, как общеметодологические, были раскрыты ранее, отразим лишь те стороны, которые непосредственно связаны с явлением дифференциации.

Так, принцип развития требует учета в процессе дифференциации закономерного изменения материи и сознания; представления о развитии как универсальном свойстве. Развитие, как «развертывание» единого («свернутого») целого, тесно связано с дифференциацией – выделением из этого «свернутого» составляющих его частей. При этом каждая часть изучается как новое целое, развивающееся по своей траектории и в соответствии со своими закономерностями.

Принцип экспликации. В Словаре иностранных слов (1982) экспликация (лат.- explication – истолкование, объяснение) раскрывается как объяснение, например, условных обозначений, используемых на планах, картах и т.п. В философии экспликация предполагает не только объяснение, разъяснение, но и развертывание; подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно [2; 3]. Исходя из этого, принцип экспликации в контексте дифференциации предполагает раскрытие и проявление (развертывание) выделенных частей целого, каждая из которых получает определенную самостоятельность, изучается подробно, раздельно.

Принцип историзма предполагает учет исторических этапов дифференциации изучаемого явления: как возникло явление и необходимость его дифференциации, как затем изменялось, чем стало теперь. Иначе говоря, принцип историзма требует рассмотрения дифференциации объекта во временном контексте.

Географический принцип, или учет географического фактора в процессе дифференциации, напротив, требует рассмотрения дифференциации объекта в пространстве.

Принцип специализации. Специализация (лат. specialis – особый) означает: приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, специальности; разделение труда на отдельные операции; специализация производства – ограничение производственной деятельности предприятия изготовлением определенных (узкоспециальных) изделий и деталей [2]. Принцип специализации в процессе дифференциации предполагает разделение целого на особые, отдельные части, их выделение, изучение и использование в предназначенной для этого области деятельности: на производстве, в науке, технике, искусстве.

Часть. Структура. Этот компонент дифференциации требует учета следующих принципов: принцип экспликации, принцип индивидуации, принцип гетерогенности, принцип видового разнообразия.

Принцип индивидуации, о котором уже говорилось, представляет собой требование, предполагающее разделение всеобщего на индивиды, на особенное, характеризуемое своим положением во времени и пространстве. Этот принцип является основой существования особей или особенного.

Принцип гетерогенности. Гетерогенный (гр.- heterogenes – разнородный) означает принадлежность другому роду; неоднородный, составленный из неоднородных элементов [7]. В связи с этим принцип гетерогенности предполагает необходимость учета разнородности по составу или происхождению выделенных частей целого.

Подытоживая, отметим, что выделенные философские принципы дифференциации, анализ работ ученых-педагогов определяют общепсихологические и общепедагогические требования к ней. Это составляет задачу дальнейшего исследования [12].