Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Международные проекты на основе гуманитарных концепций востребованы современным мировым сообществом научной, образовательной сферы. Они вносят свой вклад в различные области социально-культурного и экономического развития в 21 веке. Информационный вектор деятельности пользуется постоянным спросом, но содержательную часть проектов определяет наука и гуманитарный базис знаний.

Императив комфортного установления продуктивной деятельности в блоках (или дизайн-проектах) международных проектов формирует научную и культурную этику сотрудничества. Этот постулат может быть сформирован на основе взаимопонимания преподавателей и студентов исследовательской группы из различных научных школ и вузовских учебных лабораторий.

Идея межрегиональных и международных проектов не является инновацией в педагогической и социальной практике. Примеров и описаний в виде отчетов опубликовано много. Своего рода отчет за полученный грант. Сегодня востребован альтернативный прикладной характер международных проектов. Он включает в себя обмен опытом в области научных достижений по конкретной профессиональной области и методологических инструментов. Теоретически данный норматив понятен, но для реализации в действии необходимо расшифровать следующие тактические формулы действий:

• сформулировать научным языком единую концептуальную стратегию совместных тактических этапов-действий по теме проекта,

• формулировать и довести до каждого участника конечный результат в виде его персонального блока сообразно концепции международного проекта.

• как интегративный опыт достижения совместных результатов пролонгировать в других проектах,

• на основе какого международного научного-методического интегратора в виде технологии адаптации необходимо коррелировать новый проект.

Продуктивным методом мы выдвигаем моделирование маршрутов международного проекта в лабораториях учебных заведений. Конечная цель обучения мини-группы студентов – участие в исследовательских проектах. Для реализации данного научно-методического и педагогического концепта идеи необходимо организовать приобщение студентов к терминологическому аппарату, с помощью которого можно объяснить свою мысль, идею, практическое действие. Пример: перспективное моделирование, дизайн и целенаправленный подход, векторно-сетевой подход к выбору темы проекта, многопрофильный туристский маршрут, национально-культурная константа.

Каждое словосочетание выполняет функцию смыслообразующего ядра действия. Его можно развернуть при необходимости по типу алгоритма действий, или по типу дидактического модуля действий. Важно каждому участнику быть готовым к пояснению иерархии методов исследования, методов структуризации результатов исследования, методов формообразования конечного продукта в международном проекте.

Как известно, участники должны быть готовы для демонстрации презентации собственных результатов. У каждого проекта есть конкретная цель и техническое задание. Но если говорить о проектах международного и межрегионального уровня, то необходимо ориентировать студентов на запросы как российского, так и мирового сообщества в области науки, культуры, образования. Так, последствия военных конфликтов, когда разрушение культурных памятников, музейных хранилищ с тысячелетними артефактами, произведениями искусства, графическими достижениями народа требует поддержки специалистов разных квалификаций, помогающих воссоздать культурный ландшафт территории [1].

Актуализация международного вектора проектов получила поддержку российской общественности и руководства многих вузов: очень важно организовывать молодежные студенческие группы для выполнения совместных проектов по изучению территории, её историко-культурных, природных, климатических особенностей. Параллельно происходит процесс коммуникативного общения между участниками проекта, руководителями научных мини-групп с постижением тонкостей языка, обмен общеизвестными и малоизвестными терминами в проектной деятельности.

Сегодня востребована унифицированная научно-педагогическая и методическая платформа с национально-культурным компонентом. Мы предлагаем образовательный векторно-сетевой подход к выбору темы для участия в мега-проекте. Научный вектор международного проекта опирается на конкретный ареал местности, на конкретный пласт культуры. Такой нормативный канон локализации объекта на основе структурно-информационного метода фиксации результатов может применяться на разных континентах. Возможно и единое управление сетевым графиком международных проектов. В данном направлении процессного управления мы полагаем необходимым внедрить в научный терминологический аппарат понятие «векторно-сетевой подход», что гарантирует международному проекту статус, безопасность от нивелировки контуров исследовательской деятельности и аморфности показателей проекта.

Для любой международной деятельности необходимо готовить специалистов. Сегодня мы можем создавать такие мини-группы для международного обмена, однако востребован качественный результат совместной деятельности. Актуально вводить в программу семестра превентивный проект подготовки студентов-исследователей в период обучения в вузе, способных создать новый модуль, востребованный индустриальным сектором.

Опыт реализации масштабного проекта по подготовке исследовательского навыка у студентов-дизайнеров. Изучение северных территорий России принципиально важно начинать с Крайнего Северо-Востока – там утренняя заря оповещает о начале трудового дня в российских городах и селах, там, в Беринговом проливе, арктические водные ресурсы встречаются с водными ресурсами Тихого океана, там находится северо-восточный форпост российского Заполярья [2].

По правилам гео-информатики, следует не фрагментарно, но планомерно и детально рассмотреть локальные ареалы культурных и природных ландшафтов от Чукотки до Карелии, от Анадыря до Архангельска на основе единого мега-проекта. Если посмотреть на глобус, то невозможно не отметить, что просторы российского Заполярья впечатляющие.

Начиная с 16 века, сложные климатические условия, бытовая культура коренных жителей, жизнеобеспечение с помощью охоты, ручной выделки сырья, изготовления одежды и кочевого жилища, многократно приводили в восторг этнографов, историков, культурологов, исследователей из разных областей наук. В отчётных записках все особенности местности и обычаи коренных жителей подробно описывались служилыми (на Государевой службе) людьми.

Люди, освоившие северную территорию и определившие эти места своей родиной, должны обладать недюжинным здоровьем, волей к закалке организма и его самосохранению, инженерной смекалкой, когда вокруг мало подручных средств для создания даже не комфортных, а элементарных условий. Необходимы знания по выживанию в природном ландшафте, где человек должен знать повадки диких зверей и даже хищных птиц. В тундре, далекой от поселения человека, можно на привале познакомиться (как в сказке) с доверчивым и любопытным молодняком: лисы и песцы, евражки, даже птицы очень любопытные. В отличие от Подмосковья, змеи там не водятся, в середине лета на вершине сопки можно без страха лежать и смотреть в чистое небо с полупрозрачными облаками.

В СССР несколько десятилетий молодежь из 15 советских республик увлекалась романтикой Севера, поэты писали стихи, композиторы перекладывали на музыку. Песни звучали часто под гитару, возле костра. Люди старшего поколения (за 40 лет) север воспринимали более прагматично: ехали, чтобы профессионально реализоваться, заработать на квартиру, на машину, на повышенную пенсию.

Сегодняшний интерес к программе освоения Арктики связан с сырьевыми запасами ледового континента, также с охраной «российских окраин». Организуются полярные экспедиции, где участвуют журналисты, спортсмены, политики, представители печатных и электронных СМИ, телеканалов [2].

В многоуровневой стратегии социально-экономического развития северных территорий что может предложить педагог? Подготовка студентов, знающих специфику российских северных территорий, в основном, практикуется в Санкт-Петербурге и в тех регионах, которые расположены непосредственно в географическом поясе вдоль Полярного круга. В учебных заведениях приполярных городов педагоги и школьники, студенты знают отнюдь не из книг и сериалов об особенностях выживания, трудовой деятельности, экстремальном отдыхе в северных регионах.

На наш взгляд, отсутствие в программе обучения образовательного компонента о художественных и графических достижениях коренных жителей северных территорий России создаёт условия для негативной тенденции заимствования культурных кодов в Интернете без предварительной экспертизы их локальной идентификации. Для сохранения культурологических и художественно-графических констант культурных ландшафтов в полиэтнических регионах данная проблематика остаётся неразрешённой зоной риска, формирующей невидимые глазу «гейзеры морально-этического дисбаланса».

Вопрос. Почему мы выделяем именно дизайнеров?

Ответ. Потому что дизайнеры участвуют во многих проектах по модернизации образовательной среды, именно дизайнеры компетентны в вопросах организации рекламы педагогических инноваций, научной успешности студентов и педагогов. Только дизайнеры смогут показать тактический алгоритм продвижения новаторских проектов, протестировать «локальные школы мастерства» с художественными, графическими достижениями, предложить новые формы информационной популяризации культурных и природных ландшафтов северных территорий [3].

Современная педагогическая дидактика должна быть гибкой, рефлексирующей. Прежние формы, такие, как фотовыставка и дескриптивный отчёт, демонстрируют факт состоявшегося события. Но задача гео-информатики по созданию картографической панорамы полярной территории с культурными и природными ландшафтами требует иного научного и инструментального подхода.

Понятие интегративный подход к решению технического задания означает, что перспективное моделирование проектных маршрутов в образовательном процессе должно сочетать:

• правило гео-информатики о поэтапном, последовательном и планомерном изучении территории,

• инструментарий в виде технической аппаратуры для фиксации самых миниатюрных элементов ручной обработки сырья,

• компетентный навык процессного управления масштабным проектом,

• компетентный навык экспертизы и консультирования,

• механизм агрегации информационных мини-модулей в единый модуль.

Тезис. Ценностный потенциал художественных и графических достижений коренных жителей северных территорий, актуальный для развития многих индустриальных региональных секторов, в том числе, креативной индустрии, в систему которой входят: (творческие лаборатории, школы-мастерские, дизайнерские студии рекламной продукции, аудио-студии компьютерной записи, туристские многопрофильные тропы, например: галереи, павильоны для тренингов и киностудии) следует дифференцировать по принципу «гео-информационной локализации» территорий.

Сегодня российский дизайн испытывает потребность в информационной эстетике (достоверности) информационного ресурса, где очень часто артефакты разных локальных традиционных школ мастерства стилизованы до неузнаваемости.

Вероятно, следует напоминать студентам-дизайнерам, что стилистика постмодерна – это отражение современных поисков художников, дизайнеров, однако артефакт традиционной школы мастерства должен оставаться в своей первозданности. Он может служить источником для дизайн-объекта, входить в структуру или конструкцию его философского контекста, но без потери исконных «паспортных данных» локальной традиционной школы. Задача сценариста, режиссера, дизайнера сценографии состоит в том, чтобы использовать знаковую семантику артефакта, его историко-культурный статус без деформации и креативных излишеств.

Алгоритм мега-проекта. Условием технического задания сразу определяет конвергентный метод самоанализа каждого участника международного проекта. Например, разработка продукции графического дизайна с использованием традиционных маркеров культурного ландшафта конкретной локальной территории Крайнего Северо-Востока России определяет своеобразный предметно-тематический лабиринт, сквозь который должен пройти каждый участник исследовательской группы, набирая баллы успешности: «История российского дизайна», «Научные направления европейских школ дизайна», «Основы исследовательской деятельности», «Основы коммуникативного дизайна», «Медиа-дидактика в прикладной магистратуре».

В каждом практическом задании педагог может адаптировать конкретный метод, который закладывается в профессиональную память студента-дизайнера как инструментарий квалификационного мастерства в сочетании с локальной школой традиционного мастерства. В нашей методике изучения и структуризации национально-культурных индикаторов художественного и графического наследия полиэтнической территории Крайнего Северо-Востока РФ были адаптированы методы: прагматико-семантический, дивергентно-семиотический.

Культурные ландшафты локальной местности тесно переплетаются с маркерами природного наследия территории. Это растительность (лес, луговые травы, цветы), дикие и домашние животные, птицы, имеющие свои гнездовья в данной ареале местности. Каждому дизайнеру мы рекомендуем консультироваться перед тем, как использовать культурные коды в киноиндустрии, театральной индустрии, иллюстрировании художественных книг, детских сказок, подростковых сюжетов охоты, демонстрационных мультимедиа-роликов, фестивальных плакатов [3].

Сегодня большое внимание уделяется возможностям организации однодневных туристских троп, многодневных маршрутов. Можно рекомендовать региональным Департаментам по туризму при организации туристских маршрутов многопрофильный вариант туров для студентов -графиков. Такой опыт уже применяется в северных территориях [4].

В заключение считаем необходимым отметить, что внедрение подготовительного курса с доминантой исследовательского результата сформирует мини-группы, мотивированные к международной научной деятельности.