Деформационное упрочнение медных сплавов зачастую приводит к коррозионному растрескиванию, что особенно характерно для латуней, содержащих более 20 % меди. То же наблюдается у деталей из подобных сплавов при наличии значительных остаточных напряжений.
Поэтому представляют значительный интерес альтернативные способы упрочнения деталей из медных сплавов, в частности, газоимпульсная обработка [1–8].
Для пластин из холоднокатаной латуни Л68 применялся обдув пульсирующим дозвуковым воздушным потоком, имеющим скорость 26 м/c, частоту 2100 Гц и звуковое давление 140 дБ, без нагрева в течение 10 мин. Повышение механических свойств в сравнении с необработанной (контрольной) пластиной выразилось в повышении прочности, пластичности и ударной вязкости. Таким образом, установлено, что газоимпульсная обработка при данных амплитудно-частотных характеристиках обеспечивает повышение механических свойств тонколистового проката из сплавов на основе меди, не подвергаемых термоупрочнению.
При исследования влияния газоимпульсной обработки на механические и эксплуатационные свойства сплавов на основе цинка был использован крепеж из цинкового сплава ЦА4. Обдув пульсирующим воздушным потоком осуществлялся в течение 15 минут при частоте пульсаций порядка 1130 Гц и звуковом давлении до 120 дБ при расположении изделия как поперёк, так и вдоль пульсирующего газового потока и без использования предварительного нагрева. В ходе испытаний обработанных подобным образом изделий разрушающая нагрузка при изгибе на 16,7 % выше чем у необдутых. Изломы показывают рост пластичности в результате газоимпульсной обработки.
При испытании на динамический изгиб образцов из ЦА4 обработанных пульсирующим газовам потоком при тех же режимах, и направлении обдува, совпадающем с направлением удара маятника копра, значение KCU необдутого образца составило 0,041 МДж/м2, а для образца, обработанного пульсирующим воздушным потоком – 0,083 МДж/м2, что более чем вдвое больше.
Таким образом представляется перспективной газоимпульсная обработка деталей машин и приборов, а также крепежа, изготавливаемых из медных и цинковых сплавов с целью повышения их эксплуатационных свойств.