Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE MECHANISM OF PROMOTION OF TOURIST AND RECREATIONAL REGION OF CAUCASIAN MINERAL WATERS IN THE INTERNATIONAL MARKET

Zolotareva Y.V. 1
1 The North Caucasus Institute
Tourist and recreational areas are always the subject of attention, both theoreticians and practitioners. Caucasian Mineral Waters – a region with a rich tourist and recreational potential today has a very controversial image, which hinders the inflow of investments into the region. This fact reduces the representativeness and competitiveness of the study area, and requires decision-making to revitalize the region and attract both foreign investors and tourists.
tourist and recreational region
competitiveness
investment attractiveness
representativeness
image
positioning
tourists segment

Кавказские Минеральные Воды (КМВ) издавна являются туристско-рекреационной территорией. Особая привлекательность КМВ, с точки зрения ландшафта, климата, территориальной дислокации, богатства и разнообразия минеральных вод создают базу для процветания бизнеса и предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства. Разработанные государством механизмы для привлечения иностранных инвесторов, позволяют уже сегодня более эффективно решать на данной территории вопросы развития курортного и туристского кластера.

Сервис поиска отелей RoomGuru выявил популярные направления для путешествий по России и за рубеж в бархатный сезон. Рейтинг составлен по данным поиска и броней отелей и апартаментов для проживания с 1 сентября по 31 октября 2016 года. Топ-10 городов России для путешествий в бархатный сезон составляют Сочи, Ялта, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Геленджик, Анапа, Кисловодск (один из городов Кавказских Минеральных Вод), Калининград и Нижний Новгород [1].

По информации агентства «ТурСтат», Ставрополье, которое ежегодно посещает более 1,3 миллиона человек, является самым популярным у туристов регионом Северного Кавказа. По данным сервисной службы, в город Кисловодск бронируют поездки в начале осени, в среднем как правило на 10 дней и тратят на проживание 2,6 тысяч рублей в сутки. На курортах Черноморского побережья России и Крыма отдых в бархатный сезон обходится в среднем в 3,2 тысячи рублей в сутки за проживание.

В результате сотрудничества Правительства региона и Ростуризма ранее Кавказские Минеральные Воды были включены в федеральную целевую программу развития туризма. В результате, в 2016–2018 годах край сможет привлечь на реализацию важных для санаторно-курортного комплекса инфраструктурных проектов около 900 миллионов рублей из федерального бюджета. Планируется, что эти ресурсы ускорят развитие здравниц КМВ, а также поддержат реализацию новых инвестиционных инициатив. Одним из них является строительство первого на Северном Кавказе тематического парка развлечений, который планируется построить на Кавминводах [2].

Ярким примером репрезентативности КМВ является то, что, Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК) собирается потратить 24 млн. рублей на предпроектные работы в целях создания инновационного медицинского кластера, который обещают разместить в Минераловодском городском округе. Уже сейчас известно, что он займет площадь в 272 гектара и будет находиться в близости федеральной автотрассы М-29 «Кавказ» и международного аэропорта «Минеральные Воды», а также строящегося выставочного комплекса «Минводы-Экспо». Первый объект кластера – это университетская клиника общей полезной площадью 80 тысяч кв. м: емкость больницы 576 коек. Второй объект – медицинский университет площадью 23,6 тысяч кв.м. Здесь будут обучаться до 2500 человек в год, в том числе 2000 студентов, 400 клинических ординаторов (последипломное образование) и 100 аспирантов. Третий объект будущего медкластера – это научно-исследовательский центр площадью порядка 16,4 тысячи кв.м.

КМВ являются сердцем Ставропольского края, который в свою очередь сегодня является крупнейшей здравницей России, доля которой в объеме санаторно-оздоровительных услуг страны составляет около 17%. За 4 года – с 2012 по 2015-й – на Ставрополье было создано около новых 5 тысяч мест размещения. Ежегодный поток туристов за это время вырос почти на 250 тысяч человек, в 2015 году он составил около 1, 3 млн. человек. За первое полугодие 2016 года было введено в эксплуатацию еще 1,1 тысячи мест и увеличение турпотока составило почти 5%, он достиг 433 тыс. человек [3].

При всем многообразии природного и ресурсного потенциала существует множество факторов, которые препятствуют как притоку инвестиций, так и расширению инфраструктуры. Например, у региона сейчас нет единой стратегии, которая подразумевала бы комплексное развитие всей территории, а не отдельных муниципальных образований, входящих в ее состав. Данное обстоятельство снижает репрезентативность и конкурентоспособность исследуемой территории [4].

При всей сложности и противоречивости ситуации на КМВ, субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, «продажу территорий» на международном рынке, выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, туристические агентства, торговые дома, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже присутствующих. Ведущей целью этих субъектов маркетинга территорий является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей территории.

Ярким примером подтверждения вышесказанного тезиса является то, что на территории регионов Северного Кавказа в августе месяце 2016 года был организован инфотур для делегации из Китая, приуроченный к открытию туристического маршрута «Великий шелковый путь [5]. Официальная делегация из Поднебесной прибыла и в Ставропольский край в целях продолжения международного диалога, проявив интерес к региону после его презентации на форуме в Пекине. Во главе китайской группы был председатель правления пекинской промышленно-торговой корпорации «Синь Фухай» господин Чень Чжунцай и его заместитель Пан Хунвэй, финансовый директор Лу Цзин [6].

Подобного рода встречи являются основой для принятия решений в области сотрудничества двух государств в целях развития рынка туризма и гостеприимства, и создания инновационных турпродуктов для удовлетворения потребностей различных сегментов рынка.

На данный момент в Ставропольском крае работает порядка 200 турагентств и 40 туроператоров, активно продвигающих туристский продукт не только на территории нашей страны, но и за ее пределами [7].

Между регионами сегодня наблюдается острая конкурентная борьба, что подчеркивает необходимость поиска инструментов повышения конкурентоспособности отдельных субъектов. Кроме того, возросшая самостоятельность регионов наталкивает на необходимость поиска альтернативных решений в области позиционирования и продвижения уникальных продуктов, производимых на данной территории. В частности это разнообразие углекислых сероводородных, углекислых безсульфидных, углекислых железистых и радоновых вод питьевого бальнеологического назначения, а также уникальных состав гидрокарбонатно-натриево-кальцевых вод. С целью лечения различных заболеваний используется уникальный состав грязей озера Тамбукан.

Необходимо формировать маркетинг имиджа городов КМВ. Однако решения, принимаемые в области маркетинг имиджа, должны быть направлены не на искусственное ослабление и нивелирование сложившегося имиджа «старого» курорта, а на формирование нового комплексного имиджа, в который гармонично будут вписываться элементы имиджа и основные черты привлекательности городов КМВ, таких как: Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Минеральные воды, Георгиевск, Лермонтов.

Фактически новый имидж КМВ должен сохранить существующую дифференциацию каждого города курорта и привлекательность территориального туристско-рекреационного комплекса в целом. Самым эффективным на сегодняшний день элементом маркетингового комплекса, направленным на продвижение и формирование привлекательного имиджа являются коммуникационные мероприятия и средства, демонстрирующие открытость территории для контактов, позволяющие внешним субъектам рынка понять безопасность вложения инвестиций в различные сегменты с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Распространенная умышленная недостоверность региональной статистики в России часто негативно сказывается на продвижение региона. Известно, что администрации многих городов осознанно занижают данные о некоторых показателях развития тех или иных секторов экономики на вверенной им территории, рассчитывая, что с помощью этого добьются от федерального центра дополнительных преференций. Но в этом случае регион по показателю душевого валового продукта выглядит явно непритягательно и не выступает как стимул для привлечения инвестиций.

Самое главное все субъекты рынка должны четко осознавать, что позиционировать регион на международном рынке сегодня необходимо не только как бальнеологический, но и как современный рынок туризма и гостеприимства с разнообразными возможностями для удовлетворения нужд и потребностей различных референтных групп.