Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Исследование категории интенсивности представляет интерес в связи с непрерывно действующей в языке тенденцией к образованию усилительных элементов, постоянным стремлением говорящих к интенсивации различных компонентов высказывания. В большинстве работ в лингвистике под категорией интенсивности понимается такая языковая категория, которая служит для отражения градаций в степени проявления признака и выражается средствами различных языковых уровней. Эта категория охватывает всю шкалу градации признака (усиление и ослабление). Критерием выделения таких категорий, как интенсивность, служит наличие семантического инварианта у разноуровневых языковых элементов, которые, взаимодействуя между собой, выполняют определенную семантическую функцию. Под инвариантом вслед за И.И.Туранским [1:22] понимается общее значение, обозначающее парадигму. Семантический инвариант в таких случаях представляет собой значение достаточно высокой степени обобщенности, приближающееся к логико-философским категориям, и в силу этого имеющее в значительной степени универсальный характер (например, значения «побудительности», «обобщенности», «изменения», «количества», «оценки» и т.д.). Категория интенсивности обладает свойством всеобщности: характеризуя действия, предметы, признаки, она активно проявляет себя в семантической структуре глаголов, имен существительных и прилагательных, наречий. Категория интенсивности образует свою смысловую структуру взаимодействием содержания таких категорий, как качество, количество, мера. По-видимому этим объясняются существующие различия как в самом понимании категории интенсивности, так и в понятийном аппарате исследований по данной проблеме: категория интенсивности; категория количественности; понятие градуальности; значение меры; значение степени.