На современном этапе развития России на одно из ведущих мест выходит проблема качества образования. Решение этой проблемы – длительный и многоступенчатый процесс, основой которого является реформа образования и его модернизация. Одна из основных задач реформы – повышение качества образования, направленная на удовлетворение потребностей общества и подготовки выпускников, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны. В связи с этим задачами современного образовательного процесса является эффективно действующая система качества образования, всесторонняя и объективная система оценки качества образования, комплексная система его непрерывного повышения и улучшения.
Качество – фундаментальная категория, определяющая все стороны мироздания, факторы социального устройства и деятельности людей. Глоссарий Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дает определение качества образования как комплексную характеристику, отражающую диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению различного возраста, пола, физического и психического состояния системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
Определение понятия «качество» в нормативно-методических документах (ГОСТах) дефинируется по отношению к продукции как совокупность свойств и характеристик изделия (услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
В международных стандартах ISO 9000:2008 по отношению к продукции и услугам качество определяется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. В международных стандартах ИСО 8402 качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.
Вопросы качества образования находят отражение в законодательных документах, в частности, в статьях 95 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и 95 (1), 95 (2) в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года.
Качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Эффективность деятельности образовательной организации определяется как уровнем знаний за несколько лет, так и данными о контингенте обучающихся, условиях, в которых функционирует образовательная организация, в том числе экологических, уровне безопасности, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.
Качество – всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов и основной показатель деятельности образовательной организации. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний, обучающихся федеральным государственным стандартам, но и успешное функционирование самой образовательной организации, деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательного процесса и предоставления образовательных услуг. Качество – универсальный метафактор, актуализирующий интеграцию существующих подходов получения знания в единое целое. Базис интеграции – синергетический подход, аккумулирующий перспективные направлении (подходы) развития образования, структурируя систему качества как нелинейную, способную к развитию и саморазвитию структуру
Ключевыми факторами, влияющими на качество образования, являются: материальные и финансовые ресурсы образовательных организаций, численность и профессиональная подготовка административного и педагогического состава, его педагогическая и лингвистическая подготовка, перечень основных предметов, количество учебных часов, оборудование и руководство.
В качестве аспектов образовательной деятельности, наиболее влияющих на качество образования, выделяются: качество персонала, предполагающее высокую квалификацию педагогических и руководящих кадров; качество образовательных программ, которые должны отличаться сочетанием уровня преподавания и инновационных технологий, их соответствием госзаказу и общественному спросу; качество подготовки выпускников, основанное на диверсификации образовательных программ, преодолении многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, повышении роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи, чему может способствовать расширение автономии образовательных организаций; качество и функционирование инфраструктуры школы, включая компьютерные сети и библиотеки, основанное на сохранении государственного подхода к образованию как общенациональному приоритету и обеспечении адекватного финансирования.
Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ.
В оценку качества образования, наряду с оценкой знаний обучающихся, должен включаться комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.
Оценка качества образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Анализ имеющейся образовательной практики, опыт различных уровней управления образованием свидетельствует о возможности максимального использования существующих форм и методов контроля при разработке муниципальных, региональных, федеральных моделей оценки качества образования, моделей образовательных организаций, в частности: механизмов и процедур ЕГЭ, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, мониторинговых и диагностических исследований, контрольно-оценочных процедур, сбора статистических данных; необходимости их соотнесения с общероссийской и региональной моделями. Именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития.
При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательной организации, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждой отдельной образовательной организации.
Таким образом, оценка качества должна включать показатели и анализ системы управления качеством образования и системы обеспечения качества.
Под системой управления качеством образования понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководство качеством образовательным процессом. Оценка системы управления качеством – это оценка скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательной организацией, которая ориентируется на выпуск качественной продукции с точки зрения потребителя. Критериями оценки системы управления должны быть положены требования TQM – Total Quality Management. Необходимым объектом оценки является маркетинг в системе управления качеством – установление требований к качеству продукции (образовательных услуг, выпускников), определение потребности в образовательной услуге, емкости рынка, составление подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Оценивание маркетинговой функции позволяет обеспечивать улучшение постоянной обратной связи с потребителями, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.
Оценка качества управления – это систематическая проверка способности субъекта (педагогического работника) выполнять установленные требования, и система контроля качества – проведение проверки выполнения обязательных требований (к продукции – обучающимся, выпускникам, работам, услугам), установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами. Критериальной основой оценки являются и международные стандарты: ISO 9000, модели делового совершенства EFQM1 и др.
Области оценки управления качеством образования
Результаты управления |
Примеры результатов управления по областям |
Результаты образования учащихся |
Результаты образования, в основном соответствующие требованиям действующих программ. Модели выпускника и уровни результатов, прогнозировавшихся на основании изучения возможностей учащихся: ключевые компетентности; социальная компетентность; состояние физического и психического здоровья; удовлетворенность потребителя образовательных услуг; удовлетворенность участников образовательного процесса; профессиональная компетентность |
Суммарные результаты образовательной организации |
сохранность контингента; достижение запланированного уровня результатов образования достаточным количеством выпускников; доля учащихся, продолжающих образование, соответствует прогнозам и выявленным возможностям учащихся |
Социальные последствия работы |
достойный вклад в социальное развитие города (района, села); установление социального партнерства; укрепление и развитие репутации образовательной организации в глазах общественности |
Состояние образовательной организации как целостной системы |
повышение организационного и образовательного потенциала и улучшение его использования; создание новых полезных возможностей и свойств, позволяющих говорить о новом качестве образовательной организации |
Состояние и изменения отдельных подсистем |
устойчивое функционирование и продуманное системное внедрение инноваций; оптимизация организационной структуры; усиление интеграции между образовательными и профессиональными областями; освоение эффективных технологий обучения; создание комфортного для учащихся и персонала общего уклада жизни образовательной организации |
Состояние и изменения внутришкольного управления |
изменение функциональной и организационной структур внутришкольного управления; все подразделения образовательной организации имеют четкие зафиксированные и контролируемые цели; разработана программа развития образовательной организации |
В реальной жизни при оценке управления качеством образования на всех уровнях выделяется ряд противоречий: между современными требованиями рынка труда к качеству образования и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессом; между инновационными процессами в образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образования; между необходимостью гарантированного качества предоставляемого образования и неразработанностью методологического аппарата его достижения; между уровнем развития теории и практики внедрения систем обеспечения качества в различных социальных системах и степенью освоения данного направления в образовательной практике; между представлением об образовательной организации как едином образовательном пространстве и реальным уровнем сложности образовательной структуры, неоднородности, полимодельности образовательной среды.
Всесторонняя оценка управления качеством образования позволяет не только фиксировать данные и другие противоречия, но и указывать пути и возможности их снижения и нивелирования, повышая, тем самым, качество образования. Инструментом анализа и оценки эффективности системы управления качеством должен стать набор критериев и оценивающих материалов по каждому процессу/подпроцессу функционирования образовательной организации.
Стандарт ИСО состоит из требований к системе обеспечения качества, которые на основе универсальной петли качества в аспекте качества образования указывают, что обеспечение качества – предмет общего руководства. Состояние системы обеспечения качества – мера доверия к нему со стороны поставщиков, потребителей, мера уверенности в надежности предоставляемых услуг; в основе эффективного функционирования лежат четыре ключевых аспекта качества, обусловленного: а) определением спроса на продукцию (выпускника, образовательные услуги); б) проектированием продукции (образовательной программой, учебным процессом); в) соответствием требованиям (стандартам); г) поддержанием параметров продукции на всех стадиях образовательного процесса. При этом основной акцент ставится на предотвращение несоответствия, а не на контроль готового продукта (выпускника); качественный продукт (выпускник), соответствующий запросам потребителей, может быть произведен лишь с учетом комплексного исследования рынка; обеспечение качества складывается из планирования и систематического осуществления мероприятий, которые должны создать такие условия для реализации каждого из этапов петли качества, чтобы качество соответствовало заданным требованиям; устанавливается степень ответственности руководства за качество; усиленное внимание к техническим условиям, информационным технологиям, информатизации процесса и доступу к информации – задача организации. Образовательный процесс и предоставление образовательной услуги должны гарантировать безопасность и безвредность; обратная связь существует на протяжении всего периода образовательного процесса, что дает возможность постоянно контролировать степень удовлетворения потребностей потребителей качеством образовательной услуги; организация способна к предоставлению новых образовательных услуг. В международной практике оценке системы обеспечения качества образования уделяется особое внимание. Это касается всех уровней и направлений образования.
Оценка качества образования должна осуществляться по результатам деятельности образовательной организации как управляемого объекта. Она должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Современное состояние российского образования и процессы его развития требуют создания всеобъемлющей, объективной, оптимальной системы оценки качества образования, предполагающей прозрачность деятельности образовательных организаций, их результативности и обеспечивающей потребность общества в информированности функционирования системы образования. В России создана контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории педагогических измерений, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников общеобразовательных школ. Однако унифицированной всеобъемлющей формализованной системы оценки качества образования нет. Всем формам контроля необходима опора на единые требования к инструментарию педагогических измерений, современным технологиям проведения контрольно-оценочных процедур, согласованным показателям и критериям, информационным программным средствам. В этой связи обязательным элементом системы оценки качества образования становится электронный конструктор оценки качества образования, созданный на основе научно обоснованной методики формализации данных, форм контроля, получения, обработки, накопления, анализа и мониторинга результатов, их корректной интерпретации. Электронный конструктор оценки качества образования – не только формализованный процесс оценивания и таким образом полученный комплекс отчетной документации в цифровом формате, но и разработанные критерии качества образования на основе нормативно-правовых документов.
Для всесторонней объективной оценки качества нужен не только механизм оценки, но и инструменты процесса. Таким инструментом и должен стать электронный конструктор оценки качества образования. Его задачей станет контроль и оценка: организационной структуры образовательной организации – обязательства, полномочия и взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса; методик, отражающих цели и область деятельности образовательной организации в целом и каждого из подразделений, цели, задачи, временные периоды, средства, способы, инструментарий, технологии и оборудование деятельности; процессов, осуществляемых в рамках деятельности образовательной организации; ресурсов образовательной организации – материальных, информационных, организационных, человеческих (профессиональных и социальных), контролирующих, оценивающих, а также деятельности по обеспечению качества и функционированию системы качества; процессы профессионального, в том числе сетевого, взаимодействия, деятельности по повышению уровня сложности реальной структуры школы; результативности образовательной деятельности, в том числе текущей и итоговой аттестации обучающихся; деятельности по улучшению качества – мероприятий внутри образовательной организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов и др.
С состав электронного конструктора оценки качества образования должны войти информационные материалы для экспертов Рособрнадзора для внешнего оценивания и управленческого аппарата образовательных организаций (в том числе отделов качества образования) для проведения процесса самооценки: а) перечень процессов и подпроцессов деятельности образовательной организации, которые должны быть проконтролированы и оценены; б) критерии оценки, соответствующие требованиям нормативно-правовой базы российского образования; банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса для объективной оценки качества образования любой образовательной организации; банк валидного инструментария измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, предполагающий варьирование контроля в зависимости от особенностей образовательной организации; банк валидных оценивающих материалов, ориентированных на результат деятельности образовательной организации; банк валидных оценивающих материалов по каждому процессу/подпроцессу функционирования образовательной организации (в том числе тесты, таблицы объективных данных – материально-техническое обеспечение, количественный состав обучающихся и обучающих, их персональные данные и др., анкеты, вопросы для онлайн и офлайн собеседований для участников образовательного процесса, схемы оценки действий педагогических работников и обслуживающего персонала, сводные таблицы и т. д.); программы анализа поступающих данных на количественном и качественном уровнях; аналитические количественные материалы с указанием конкретных случаев обнаружения ненадлежащего качества и причин этого; пути и механизмы – корректирующие меры устранения несоответствия качеству на формализованном уровне; сопоставление оценочных данных с результатами предшествующих проверок; оценка выполнения предложений по устранению несоответствия качеству результатам предшествующих проверок; банк валидной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей.
Концепция создания электронного конструктора оценки качества образования опирается на теорию педагогических измерений, квалиметрический мониторинг и основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, периодичность, преемственность. Создание электронного конструктора оценки качества образования предполагает использование современных программных средств и технологий тестирования, разработку и использование формализованных контрольных измерительных материалов, надежной стандартизированной системы проведения контроля, программно-инструментальных средств, позволяющих осуществлять обработку результатов и их предъявление в информационные системы для различных пользователей. Электронный конструктор оценки качества образования позволит быстро и объективно проводить мониторинг, контроль и оценку качества в каждой образовательной организации, передавая сводные данные по иерархическому принципу в органы надзора (муниципальные – региональные – федеральные); передавать формализованные данные о системе качества образования из образовательной организации и предоставлять сведения для качественной оценки системы качества в образовательную организацию; оптимизировать работу контролирующих органов по оценке качества образования путем перехода на цифровой формат; минимизировать финансовые и трудозатраты при оценке качества образования при внешней и внутренней оценке; оптимизировать прохождение самооценки образовательных организаций путем заполнения в электронном виде единой оценивающей «ленты», анализировать полученные объективные данные, которые помогут устранить несоответствия требованиям, проходить в электронном режиме процедуру самооценки, мониторинговые, тестовые мероприятия и др.; проводить системный и сравнительный анализ качества услуг, предоставляемых организациями образования; проводить сопоставительный мониторинг учебных достижений всех категорий обучающихся; осуществлять внешнюю и внутреннюю оценку учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования и др.
Для создания электронного конструктора оценки качества образования необходимо разработать общий алгоритм оценки качества образования на разных уровнях и ступенях образования; провести исследования основных рабочих процессов образовательных организаций разных уровней и ступеней, их закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности; определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ РИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством образования; описать модели систем качества в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ РИСО 9001:2001 и других практик, существующих в России и в мире; разработать требования к качеству образования; разработать критерии качества образования; разработать модель и методику самооценки деятельности образовательных организаций; создать банк валидных материалов для оценки качества образования; создать продукты программного обеспечения по оценке, анализу и формализованных предложений по устранению несоответствия качеству.
Таким образом, электронный конструктор оценки качества образования позволит проводить всесторонний контроль и объективную оценку качества образования по всем параметрам образовательной системы на основе электронной унифицированной системы оценки качества на базе общероссийских требований в контрольно-оценочных центрах. Это повысит объективность контроля и оценки качества учебных достижений обучаемых, даст возможность получить всестороннюю и валидную информацию о состоянии образования, создаст систему многоуровневого мониторинга качества образования, способствующего повышению управляемости и мобильности в развитии образовательных систем, установит эффективную обратную связь между различными участниками образовательного процесса, в том числе органами управления образованием; даст прогноз развития образовательных организаций, сформирует информационные системы самопроверки и самоконтроля. Электронный конструктор оценки качества образования предоставит образовательным организациям комплект правил, которые позволят определить более эффективные пути ведения образовательного процесса.