Особое место в культуре занимает литература, оперирующая образами и понятиями, которые определяют направленность личности, формирует ее ценностные ориентации и развивает потребность к творчеству.
Художественная литература как вид искусства – своеобразная микромодель культуры, так как отражает в себе всю палитру культуры (сферы, виды, жанры и т. д., она включает в себя весь комплекс категорий культуры объекты (черты, формы, системы), культурные процессы (генезис, формирование, функционирование), свойства (функциональность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, уникальность, типичность и прочее), функции (социокультурная организация и регуляция, культуротворческая), познание окружающего мира, аккумуляция, селекция, трансляция социального опыта (познавательно-исследовательская), обмен информацией (коммуникативно-когнитивная и прочее), смысловое значение (смыслы явлений, оценки и оценочные категории), обозначения (знаки, образы, атрибуты), ценности (нормы, традиции, мораль), культурная мотивация (интересы, потребности, адаптация, самоидентификация, межкультурные взаимодействия).
В результате систематического использования художественной литературы на уроках у учащихся формируются интерес к чтению, а через него к предмету, умение работать с книгой, жить в мире книг. В.А. Сухомлинский писал: «Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя».
Сегодня в условиях необходимости духовно-нравственного и культурного воспитания в целом, воспитание читательской культуры в частности, становится делом государственной важности. Литература способна пробудить в сердцах людей высокие чувства и гуманизировать. Литература – выступает как источник духовно-нравственного и культурного воспитания, рассчитанный на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Она же является одним из главных источников формирования общей культуры у человека. Художественная литература – органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография.
Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.
Художественная литература – раскрывает детям красоту нашей действительности. Литература учит образно мыслить, пробуждает художественное воображение. Образное мышление – рождает новое направление поиска, будит и двигает мысль. Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, элементов теории литературы, закономерностей развития литературного процесса, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте.
Результат чувственного, образного познания действительности, который закреплен художником в произведении искусства, является для подрастающего поколения мощным рычагом и средством познания жизни. Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев художественных произведений, переплавленный воспринимающим в горниле его раздумий, переживаний, эстетических чувств, становится опытом собственных, формирует строй новых чувств, новых человеческих отношений.
В результате длительного и серьезного общения с литературой и искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Пример обращения педагогов зарубежных школ о включении элементов эстетики в процесс учебного познания приводит известный художник, большой энтузиаст и пропагандист всеобщего эстетического развития школьников Б.М. Неменский. Он рассказывает в своей книге «Мудрость красоты» о японской школе: «…на доске в 1 классе мы увидели по-настоящему художественно нарисованную разноцветными мелками хризантему. Выяснив, что это просто следы объяснения по природоведению, обыкновенная работа учительницы этого класса, мы почувствовали, какие возможности может дать всеобщность художественного развития. Действительно, здесь как бы любование не разрывается с познанием, а гармония эта не может не отразиться и на формировании самой личности… там считают, что глубокими знаниями в области техники и точных наук человек с развитым образным ассоциативным мышлением овладевает быстрее…».
Исследование воспитательной, образовательной и эстетической функций литературы, своевременное внимание к рождению в ней новых видов и жанров, понимание качественных обновлений в проблематике и тематике книг, целеустремленное освоение русской и мировой классики, использование резервов «взрослой» литературы доступной восприятию детей и обогащающей их представление – только такой исследовательский поиск учителя даст основу для успешного и дифференцированного формирования круга чтения и через него для эффективного педагогического влияния на ученика. Следовательно, надо выработать и оптимальные условия разного рода, в которых бы любой школьник легко находил книгу для чтения – современную по своим идеям, будящую его мысль, дающую ему возможность, верно, ориентироваться в окружающем мире.