Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Педагогическая наука, исследуя сущность образовательных процессов в развитии личности, особое место уделяет диалогу. По утверждению М.М. Бахтина «жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками» [1].

Диалогичность находится и в той модели жизни, которую представляет изобразительное искусство: процесс общения может осуществляться с воображаемым собеседником, которым выступает произведение искусства. Произведение искусства поддерживает диалог-игру, открывая путь к познанию человека, к окружающему миру и к себе самому, в полной мере отражая сущность человеческой личности. Поэтому можно утверждать, что образовательное пространство – это общение, взаимодействие зрителя с произведением искусства, способное открывать ему эталоны вместе с областью и схемами применения. Произведение искусства, являясь концептуальным стержнем изобразительного искусства, представляет собой единственный в мире феномен «второй» природы, искусно созданный продукт, который способен быть плодотворным репрезентантом идеального отношения конечного человека с бесконечным Абсолютом [4]. Являясь базовым идеалом художественной культуры, произведение искусства может обеспечить возможность виртуального объединения души и духа, восстановления желанной гармонии, реализованной в ходе общения со зрителем, обладающим этой насущной потребностью.

Для успешного осуществления такого действия необходимы два участника диалога-общения – художественное произведение и зритель. Именно в ходе общения с художественным произведением могут быть реализованными стремления зрителя к восстановлению душевной гармонии и связи с миром. Возникая как диалог зрителя и произведения, образовательное пространство способно открывать эталоны, а также схемы их освоения, в итоге произведение искусства из «неодушевленной» вещи, предмета преображается в «живой» художественный образ, а зритель обретает себя как личность, чувствующая свое предназначение в этом мире. То есть, образовательное пространство возникает только при обоюдном желании обоих участников диалога, а также при максимальной степени искренности отношений и умении видеть партнера.

Определив идеал как чувственно явленную сущность, уместно сравнить данное понятие с понятием «произведение искусства». Каждое произведение искусства – это идеал, стремящийся к эталону [3]. Поэтому произведение искусства включает в себя все существенные компоненты образовательного пространства, а, следовательно, может быть использовано в образовательной деятельности; т.е. образовательное пространство – это процесс общения, взаимодействия с художественным произведением. Художественный образ – новое качество, которое возникает в результате диалога-отношения идеальных действий (операций) произведения искусства и идеальных действий (операций) зрителя, являясь эталонным продуктом визуального мышления, – мыслительной формы, обладающей способностью разрешить основное диалектическое противоречие познавательного процесса. Художественный образ становится инструментом образования, поэтому рождение художественного образа в процессе общения зрителя и произведения изобразительного искусства – образовательная сила, помогающая человеку найти свое истинное предназначение [2]. Образовательное пространство всегда уникально, особенно, разворачиваясь в конкретизации и детализации вариативности диалога. Погружаясь в процесс диалога-отношения с художественным произведением, зритель проделывает значительный путь собственного духовного становления. Каждый уровень общения (диалога-игры) зрителя с художественным произведением формирует новое образовательное пространство, которое зависит от специфики данной ступени диалога и имеет свою образовательную задачу. Игровые методы обогащают образовательное пространство, способствуют полноценному конструированию индивидуальной картины мира.

Зритель, вступая в диалог с произведением искусства, проходит долгий путь собственного преобразования, позволяющего ему стремиться к самопознанию, самораскрытию. Молодой человек, желая построить свою картину мира через становление художественного образа, получает возможность обрести ориентиры, осваивать глубины свой плотской, душевной и духовной сущности. Образование реализуется в процессе диалога двух участников – зрителя и произведения. Но чтобы обеспечить общение, встречу столь разнородных субъектов часто необходим третий (посредник), призванный профессионально выполнять адаптационную функцию медиатора. Таким третьим участником может выступать искусствовед, деятельность которого представляет собой единство таких составных частей профессии искусствоведа, как «знаток», «исследователь» и «педагог» [5]. Следует отметить, что образовательное пространство возникает как диалог зрителя с произведением, а не содержится в его вещественном слое, являясь лишь материальной стороной потенциально возможного художественного образа. И характер диалога будет зависеть от особенностей взаимодействия зрителя и произведения. Несомненно, диалог зрителя и произведения искусства дает возможность максимально раскрыть себя его участникам, если он жизненно необходим обеим сторонам взаимодействия, и тогда произведение из вещи, предмета превращается в «живой» художественный образ, а зритель – в человека, способного к преобразованию мира. Эта жизненная необходимость определяет стремление к максимальному взаимодействию участников диалога: произведение искусства находится в постоянной готовности к взаимодействию, тогда как зритель далеко не всегда способен включиться в процесс диалога-отношения. Образовательное пространство диалога зрителя и произведения всегда многовариантно, так как партнеры образовательного процесса организуют его в результате взаимных ходов, которые обязательно будут уточняться самим художественным произведением в соответствии с его структурной организацией. Статус «зритель» человек получает при вступлении в игру-диалог с художественным произведением, поэтому и характерные особенности зрителя можно рассматривать только в процессе его диалога с произведением искусства. Вместе с тем, чтобы понять, какой же продукт создается в образовательном пространстве «зритель – произведение искусства», необходимо провести качественный анализ каждой из сторон этого диалога. В процессе диалога с художественным произведением зритель несколько раз внутренне преображается, становясь как «зрителем-наблюдателем», «зрителем-собеседником», так и «зрителем-со-творцом». «Зритель-наблюдатель», являясь потребителем изобразительного искусства, посещает галереи и музеи изобразительного искусства, совершает экскурсии по местам, где хранятся памятники культуры, читает литературу об искусстве. «Зритель-наблюдатель» обладает склонностью к познанию, изучению искусства, желает и способен быть игроком, собеседником в образовательном пространстве диалога-отношения с произведением. Большинство зрителей доходит до границы «зритель-наблюдатель», но сознательно или неосознанно удерживают себя от дальнейшего взаимодействия с художественным произведением.

«Зритель-собеседник» способен вступить в новую стадию общения с произведением искусства в пространстве диалога, когда оно становится неким живым организмом, наделенным рядом душевных и духовных свойств. «Зритель-собеседник» может самостоятельно поддерживать игровой диалог, анализировать процесс диалога-отношения с художественным произведением и обобщить полученные результаты.Состояние «зрителя-со-творца» объединяет различные грани состояний как «зрителя-наблюдателя», так и «зрителя-собеседника»; в результате «зритель-со-творец», способен выходить на новый уровень через репрезентант произведения искусства – на уровень моделирования своей индивидуальной картины мира, идеального отношения конечного с бесконечным [5].

В ходе диалога-игры зритель, поняв смысл и значение произведения, не только осваивает внешние стороны диалога, но и обретает качество собственной сущности. Первопричина, заставившая художника когда-то взяться за мучительное рождение картины – извечная жажда создать ту предельно целостную модель (произведение искусства), которая в процессе диалога-игры способна вызвать у зрителя интерес и доверие, возможность слияния с абсолютностью бытия как «истины». Зритель, включившись в диалог-игру с художественным произведением, идет в направлении, противоположном направлению мастера, создавшего это произведение. Если художник, начиная диалог – игру с материалом искусства в процессе творчества, движется от древнейшего представления об Абсолюте к «опредмечиванию» этого идеала, то зритель, погружаясь в диалог-игру с произведением искусства, устремляется по указанному художником направлению к постижению духовной целостности. Вместе с тем, потребность в диалоге-игре как у художника, так и у зрителя одна – стремление к обретению человеком полноты совершенства. Знакомство и общение с художественными произведениями необходимо всем, но особенно важно для молодого поколения в процессе его духовного становления. Поэтому пространство диалога молодого зрителя и произведения искусства является полноценным образовательным пространством, которое оказывает решительное влияние на формирование нового качества, – образа отношения человека и мира. В процессе общения с образцами художественной культуры закладываются ценностные ориентации человека, бережное и вдумчивое отношение к ценностям прошлого.