Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2 2 3 4 3
1
2
3
4

Мы избрали для исследования проблему готовности будущих учителей к осуществлению инновационной деятельности школы, назвав ее (как процесс и результат) – инновационной готовностью будущих учителей. Данная проблема органически входит в систему профессиональной деятельности будущих учителей, однако не стоит в одном ряду с другими известными сторонами (идейно-теоретической, психолого-педагогической, методической, профилирующей, научной) готовности, а является новым интегративным качеством, важным результатом особого функционирования указанных сторон. Такую готовность нельзя рассматривать как решение частных задач, необходимых на определенном этапе развития общеобразовательной школы. Готовность будущих учителей к инновационной деятельности школы обеспечивает выполнение высшей школой социального заказа общества, направленного на подготовку молодежи к жизни и творческому труду в рыночных условиях.

Большинство учителей независимо от своей специализации, так или иначе, занимаются осуществлением инновационной деятельности [1]. Следовательно, жизнь требует, чтобы готовность будущих учителей разного профиля в педагогических институтах и университетах обеспечивала гармоничное сочетание педагогической теории с практикой инновации. Такое сочетание предполагает глубокое усвоение будущими учителями форм и методов внедрения новшеств в учебно-воспитательный процесс, овладение инновационными технологиями, практическими навыками для решения инновационных задач. Существенные недостатки в деятельности учителя приводят к тому, что многие учителя – предметники (физики, биологи, химики, математики, географы и т.п.) затрудняются в анализе и оценке возможностей содержания преподаваемой дисциплины в общей системе инновационного обучения, в выборе видов инновационной работы, подборе объекта педагогических новшеств, во внедрении того или иного педагогического новшества в учебно-воспитательный процесс, выработке исследовательских умений и др.

Естественно, уровень готовности в зависимости от профиля специальности будет различен. К примеру, нельзя сравнивать уровень готовности к инновационной деятельности учителя-бакалавра «педагог-психолог» и учителя – бакалавра «математик», так как преподаваемые ими дисциплины имеют неодинаковые возможности. И наша задача в этих условиях сводится к тому, чтобы, раскрывая возможности курсов педагогики, психологии, общественных дисциплин, сформировать у будущих учителей инновационные знания и умения. Функция педагога по осуществлению инновационной деятельности заключается не только во внедрении новшества в учебно-воспитательный процесс, но и в его непосредственном участии в разработке этого новшества. Более конкретно совокупность таких недостатков проявляется в деятельности:

а) учителя – предметника – незнание содержания инновационного опыта, неумение организовать урок на основе инновационной технологии, неумение проводить при необходимости педагогический эксперимент и анализировать его результат, неумение переноса инновационного опыта в новые педагогические ситуации и т.п.

б) директора (заместителя директора по учебной и воспитательной работе) – смутное представление научных основ педагогической инноватики, незнание прогрессивных форм организации инновационной деятельности педагогического коллектива, неумение управлять исследовательской работой учителей, неумение обобщить и распространить опыт учителя-новатора, недооценка педагогических новшеств, внедряемых отдельными учителями-предметниками и т.п.

Готовность будущих учителей к инновационной деятельности тесно связана с социально-гуманитарной, естественнонаучной, психолого-педагогической и специальной готовностью, обогащается ими, и, в свою очередь, обогащает их. Каждая из вышеуказанных сторон готовности будущих учителей имеет, кроме специальных задач, и задачи общие, связанные с проблемами инновационной готовности. В этом убеждают нас данные, полученные после сопоставления их с учебными планами вузов.

Социально-гуманитарная готовность будущих учителей обеспечивается циклом общественных и экономических дисциплин, направленных на воспитание у будущего учителя глубоких идейных убеждений, творческого отношения к учебной деятельности учащихся, умение оценивать учебно-познавательную деятельность с конкретно государственных и экономических позиций. Эти предметы в типовых учебных планах входят в цикл общеобразовательных дисциплин: философия, история Казахстана, казахский, русский, иностранный языки (обязательные), экономическая теория, социология, политология (элективные) [2].

Естественнонаучная готовность складывается посредством естественнонаучных дисциплин, которые формируют у будущих учителей знания о законах развития природы, развивают у них научное мышление. Эти предметы в типовых учебных планах включены в цикл общеобразовательных дисциплин: экология, информатика (обязательные), современная концепция естествознания, возрастная физиология и школьная гигиена (элективные).

Психолого-педагогическая и методическая готовность будущих учителей реализуют принцип научности на уроке, во внеклассной работе, во время экскурсии и т.д [3]. Такая готовность помогает определить формирующее, воспитывающее и развивающее значение педагогической инноватики, способствует совершенствованию понимания принципов управления образовательным процессом и т.д. Она обеспечивается циклом психолого-педагогических и методических дисциплин, разными видами педагогической практики. Эти предметы в типовых учебных планах отражены в цикле базовых дисциплин: педагогика, психология, частные методики, в педагогических специальностях «Введение в педагогическую профессию», «Теория и методика воспитательной работы», «Этнопедагогика», «Инклюзивное образование» (обязательные) и др.

Специальная готовность реализуется с помощью узкоспециальных дисциплин. Она решает комплекс задач по формированию знаний и умений будущих учителей по конкретным объектам учебного труда и т.д. Эти предметы в типовых учебных планах включены в цикл профилирующих дисциплин.

Готовность будущих учителей к инновационной деятельности как педагогическая система пронизывает все звенья учебно-воспитательного процесса: цикл учебных дисциплин, спецкурсы и спецсеминары, факультативные занятия, НИРС, внеаудиторные мероприятия, общественно полезный, производительный труд, педагогическая и производственная практика, экскурсии и т. п.

Совокупность матрицы как раз представляет собой «здание», внутри которого протекает весь процесс готовности будущих учителей на основе его модели. Важная особенность структуры такой матрицы в том, что все вертикальные плоскости, опираясь на горизонталь (психолого-педагогические знания), образуют на вершине новую интегративную плоскость, находящуюся в процессе готовности будущих учителей к инновационной деятельности. В этом случае создаётся объёмное представление о процессе инновационной готовности учительских кадров. Тщательный анализ матрицы позволяет выяснить наличие связей между блоками учебных дисциплин, что дает возможность уточнить соотношение между отдельными темами и дисциплинами психолого-педагогического, методического, гуманитарного, естественнонаучного циклов, устранить необоснованное дублирование изучаемого учебного материала, определить место каждой дисциплины в общей системе готовности будущих учителей к инновационной деятельности. Данная матрица может быть полезна для координации практической деятельности кафедр, деканатов вуза в управлении инновационной готовностью будущих учителей и разработки соответствующих мероприятий. В этом заключается особенность функционирования рассматриваемой системы, которая на любом ее уровне частично реализует этапы инновационной готовности.

Таким образом, готовность будущих учителей к инновационной деятельности в общеобразовательной школе является целостной системой, основными компонентами которой могут быть: идейно-теоретическая готовность (социально-духовный аспект); психолого-педагогическая и методическая готовность (цель, задачи, содержание, формы и методы решения инновационных задач); научно-техническая готовность (материальный аспект).