Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Развитие отечественной клинической медицины инициирует исследовательский интерес в междисциплинарном поле медицинских наук, юриспруденции, социологии и др. Одним из современных трендов является имплементация международных норм и принципов в национальное законодательство применительно к медицинской практике. В свою очередь, инертность законотворческой и правоприменительной практики обуславливают актуальность интеграции в медицину принципов биоэтики [1,2]. Одним из самых обсуждаемых в этом контексте является принцип автономии пациента, который лежит в основе права пациента на самоопределение, и в качестве особого принципа стал признаваться в противовес патернализму, играющему существенную роль для традиционного типа взаимоотношений между врачом и пациентом. Автономия – это не только право, но и ответственность. Пациент автономен в принятии ответственных решений. Поскольку большинство пациентов чувствуют себя зависимыми от врачей, уважение врачом автономии пациентов играет ключевую роль. Поэтому на усмотрение пациентов должно быть оставлено некоторое пространство, в пределах которого они могут принимать самостоятельные решения, утверждая тем самым собственное достоинство. Специалист здравоохранения – это эксперт в медицине, тогда как пациент эксперт в области собственных предпочтений, верований и ценностей. Пациент может отказаться принять рекомендацию работника здравоохранения, но он не может претендовать на лечение, выходящее за пределы как современных медицинских стандартов, так и того, что доступно на сегодня. Другими словами, пациенты вправе отказываться от лечения, но они не имеют права требовать всех видов лечения. Необходимо принимать специальные меры по защите прав и интересов лиц, которые не в состоянии действовать автономно и принимать ответственные решения относительно оказываемой им медицинской помощи и лечения.