Основные задачи патриотического воспитания в Туве как в других российских средних общеобразовательных школах решаются в ходе реализации ФЗ «Об образовании» [1], федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. [2], государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 гг.» [3] и Концепции развития образования на 2016–2020 гг. [4], с чем связана актуальность данной статьи. Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у учащихся тувинских школ и обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом. Современные условия новых технологий делают выполнение данной задачи сложной, т.к. в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность. Поэтому на сегодня трудно воспитывать патриота – человека любящего свою страну, малую Родину. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать географическое краеведение. Знание своего края, местности, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица всей страны. С этой точки зрения краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Результаты исследования и их обобщение. Согласно данным многих исследователей само понятие «краеведение» определяет возможные виды деятельности. Так, Большая Советская энциклопедия [5], Российская педагогическая энциклопедия [6], словарь русского языка С.И. Ожегова [7] определяют, что это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Следовательно, изучение родного края необходимо для всех возрастов школьников. Содержание при этом будет различным, т.к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель – воспитать любовь к Родине, патриотизм, знание своей местности, природы, способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве [8].
Под термином «родной край» понимается территория своей административной области (например, Республика Тыва, Российская Федерация), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой, картографическими материалами, путем непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.
По К.Ф. Строеву [9] под термином «своя местность» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7–8 км. Понятие «своя местность» может охватывать территорию административного района, поселка городского типа, города, городской район с прилегающей зеленой зоной.
Содержание и объем краеведения в школьной географии различно – это учебные, внеклассные и внешкольные мероприятия. Наша практика патриотического воспитания и образования школьников во Владимировской средней общеобразовательной школе Тандинского кожууна Республики Тыва показывает, что при проведении краеведения включает в себя три ступени: на первой ступени (начальные классы) закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и природы, гражданином своей родины. Решение одной из главных задач начального образования – это развитие творческого потенциала младшего школьника; вторая ступень (средние классы) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в природе и обществе, охраны окружающей среды. На этом этапе стержнем является формирование уважительного отношения к природе и окружающим; на третьей ступени (старшие классы) определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация, бережное отношение к природе и обществу. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе своей деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную, коллективную, а также природоохранную деятельность.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию учеников на первой ступени основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей. Ребёнок этого возраста отличается большой эмоциональностью. Знакомство детей с составной частью природы, явлениями и процессами в них способствует познанию и глубокому пониманию природы, бережному отношению к ней. В начальных классах уместно использовать краеведческие экскурсии по изучению природы, флоры и фауны, рельефа местности и отдельных краеведческих объектов, проведение практических работ в школе. В средних классах эффективно проведение кружков «Моя республика», «Мое село», «Ветераны Великой отечественной войны нашего села» и др. В кружке «Моя Республика Тыва» детям предоставляется возможность познать целостность картины мира, тесную связь природы и общества, осознать разнообразные связи между процессами и явлениями в природе, на территории своей местности, образовательного учреждения, лесопарках и водоемах и т.д. Кружок «Мое село» является частью патриотического и эстетического воспитания детей, в них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к природе и культуре малой Родины, родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Все эти мероприятия являются частью региональной модели непрерывного краеведческого образования, комплексной программы «Люби, изучай и преобразуй свой край» [10].
Краеведческую работу в средних и старших классах можно организовать приведением внеклассных мероприятий: сбор материалов и оформление школьного краеведческого «Уголка природы» или «Музея природы», «Музея истории села» ознакомление школьников с деятельностью учреждений государственного и общественного краеведения, внешкольных детских учреждений, занимающихся изучением родного края. Учащиеся могут участвовать в исследовательской работе, связанной с изучение природы, флоры и фауны своей местности, традиций и обычаев родного края, организовать краеведческие викторины, заочные путешествия. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, презентаций, докладов на уроках, конференциях, конкурсах, связанных с изучение природы края, города, района, села и т.д.; в сборе информации, подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения природы родного края для учащихся на уроках географии и во внеурочное время становятся встречи с научными сотрудниками республики, местными инспекторами, егерями, лесниками, изучение архивных и картографических данных, материалов школьного краеведческого музея и собственных наблюдений, краеведческой литературы. Изучаемая в школе география также содержит большие возможности для воспитания школьников. Учащиеся анализируют документы, карты и материалы краеведческого уголка природы, истории, проводят собственные наблюдения и исследования и о результатах сообщают на уроках.
Заключение
Изучение своего села, Республики Тыва, России складывается из географии и истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Главный результат – это интерес и воспитание уважительного отношения детей к краеведению, изучению природы и истории родного края. Для проведения краеведения не нужно больших затрат, длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к окружающей среде, растениям, животным, людям, живущим вокруг тебя, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда родное село, природа откроет множество тайн и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за сохранность природы, флоры и фауны, её истории и культуры. И станет ясно, что без малой родины Россия была бы не полной, что вся великая страна состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.