Одним самых дискуссионных вопросов в сфере здравоохранения, вызывающих широкий общественный резонанс, является ненадлежащее исполнение медицинских услуг, которое интерпретируется в диапазоне от «преступления» до «врачебная ошибка». Эти определения различной природы (первое – юридическое, второе – психологическое), но едины по своему значению для пациента. В биоэтике также дается единая оценка, представленная в категории «вреда».
Для экспликации «вреда» в медицинской практике рассмотрим кейс: «хирургическая операция по удалению кисты яичника у пациентки проведено успешно. В ходе этой операции одна из ее фаллопиевых труб была случайно повреждена и зарубцевалась. Такая травма приводит к бесплодию. Был ли причинен вред этой пациентке?» Ответ на этот вопрос с точки зрения биоэтики таков: все зависит от пациентки. Если она считает, что ее семья уже достигла оптимальных размеров, и больше не хочет иметь детей, тогда неспособность забеременеть не будет означать для нее вреда. Разумеется, может случиться, что в дальнейшем ее мнение измениться, если в ее жизни возникнут новые обстоятельства. Тогда она сочтет, что хирургическая ошибка причинила ей вред. Другими словами, мы обязаны учесть последствия хирургической ошибки для дальнейшей жизни пациентки, прежде чем мы сможем определить, причинила ли ей вред эта ошибка. Впрочем, вред, причиняемый в аналогичных случаях, нельзя рассматривать в отрыве от того, какое благо может получить данная женщина от обеспечения или сохранения ее фертильности.
Анализ различных толкований понятия «вред», позволяет определить, следующие варианты, какого характера вред может причиняться в сфере оказания медицинской помощи: физический вред, психологический вред, моральный вред (вред интересам, вред как несправедливость, вред как неуважение); социальный/ экономический вред (последствия с точки зрения социальной роли, стигматизация).