Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Проблема повышения качества медицинской помощи обуславливает поиск скрытых потенциалов, в основе которых лежит определение «здоровья», с точки зрения понимание «блага» для пациента [1]. Беглый взгляд на медицинскую практику показывает, что и те, кто в данное время не страдают ни одной болезнью, могут получать благо для здоровья. Это благо обеспечивается профилактическим лечением или программами по предупреждению болезней, такими, например, как прививки против коклюша. Быть изначально защищенным от какой- либо болезни – это несомненное благо для здоровья. Специалисты по экономике здравоохранения утверждают, что это – наиболее дешевые из всех возможных форм получения блага для здоровья. Большинство людей также предпочли бы, чтобы их лечащие врачи позволили им избежать мучительной болезни, а не лечить ее, когда она уже наступила. Однако принятие этой точки зрения не позволяет нам удалиться от модели здоровья, исходящей из понятия болезни, поскольку весь диапазон блага для здоровья и в этом случае исчерпывается либо излечением от болезни, либо ее предупреждением.

Даже предложенное ВОЗ определение здоровья, как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания», в настоящее время подвергается критике с ряда позиций: для демонстрации узости любого определения блага для здоровья, отталкивающегося от понятия болезни, можно использовать примеры более широкого диапазона действий, входящих в клиническую практику, а также для изучения того, как с течением времени эволюционирует природа медицинских вмешательств, можно сослаться на пример бесплодия, которое воспринимается сегодня как то, что требует поправки здоровья.

В то же время определение здоровья ВОЗ часто критикуется как слишком широкое – оно охватывает множество ситуаций, никак не связанных с болезнью, что может чрезмерно увеличить сферу деятельности врачей [2].