Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

На сегодня к недостаточно решенной задаче можно отнести проблему разработки УМК учитывающие особенности традиционного уклада жизни, традиционного хозяйства коренных народов Якутии, где младшие школьники могут участвовать в социальной жизни с помощью педагогов, наставников, взрослых и осуществлять социально значимую деятельность в сообществе сверстников и других людей.

Главное внимание акцентировано на социальных знаниях и умениях об особенностях педагогической традиции связанные с традиционной хозяйственной деятельностью коренных народов Республики Саха (Якутия) в единстве и согласии с социальной и с природной средой, с заботой о традиционном укладе жизни. На этих концептуальных подходах в ФГБНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)» разработана и издана УМК «Тарат дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1–4 классов, содержащая примерную программу и учебные пособия для агрошкол Республики Саха (Якутия).

Технология обучения УМК «Тар?т дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1–4 классов направлена на самого ребенка, на его деятельность. Главное, младший школьник самостоятельно делает выбор вида деятельности (животноводство, коневодство, оленеводство, охота, рыболовство и другие), свободно проявляет волю, раскрывается как личность. Это происходит вне урока, во внеурочное время, что дает возможность превратить деятельность в полноценную развивающую среду для социализации детей.

УМК «Тарат дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1–4 классов основан на личностно-деятельностном подходе, учитывает потребности и интересы учащихся, традиционный уклад жизни, особенности конкретного региона, «совместную социально-педагогическую деятельность школы, семьи и других субъектов общественной жизни» [3, С.9]. УМК обеспечивает среду для самореализации учащихся. Учит детей взаимовыручке, взаимопониманию, взаимообогащению, толерантности.

УМК «Тарат дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1–4 классов интегрирует пропедевтические естественнонаучные, сельскохозяйственные, обществоведческие, экологические знания с учетом традиционного хозяйства коренных народов Якутии, которые базируются «на непроизвольные психические процессы у младших школьников, то есть на тех, которые не требуют больших внутренних усилий от детей – они как бы непроизвольно вовлекаются в деятельность» [4, С.78].

Изучение курса «Тарат дьарык» («Традиционное хозяйство») рассчитан на 5 лет. Внеурочная деятельность проводится в каждом классе два раза в неделю, в год 68 ч.

Содержание УМК «Тарат дьарык» («Традиционное хозяйство») для 1–4 классов состоит из шести разделов: разведение крупного рогатого скота, коневодство, рыболовство, оленеводство, растениеводство и разведение домашних животных и птиц. В каждом разделе имеются темы занятий, в них указаны, сколько часов предусматривается в плане изучения данной темы, т.е. теоретической части и в плане практической.