Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В третьем классе младшие школьники учатся трудиться в традиционном хозяйстве. В процессе такой деятельности они познают новое с помощью различных способов действий. Они исследуют, описывают и рисуют повадки и поведение крупного рогатого скота, учатся различать кыстык (зимник) и сайылык (летник), нарисовать отличие кыстык от сайылыка, отличать верхового (ат), иноходного (дьоруо ат), необъезженного (айаас), рысака (сэлиик ат), ходкого (алаах), резвого (ахсым) коней друг от друга и т.д. Такие социальные компетенции помогают приобрести опыта самостоятельного действия, которые нужны в повседневной жизни.

Содержательная линия:

Повадки и поведение крупного рогатого скота. Сайылык (летник). Дойка коров.

Повадки и поведения лошадей. Постройка изгороди. Отметины лошади.

Правила добычи зверей и птиц. Обряды, обычаи и традиции охоты.

Места обитания зверей и птиц. Посезонное изменение пушных зверей и пернатых птиц. Обряды, обычаи и традиции рыболовства. Ориентирование на местности (солнце, деревья, лишайники, пеньки, ручьи, компас). Масти оленей. Отметины оленя. Пастьба оленей по сезонам.

Растения алааса, равнины и леса. Почва. Состав почвы. Орудия вспахивания земли. Обработка почвы.

Породы свиней. Уход за свиньями. Кормление.

Планируемые результаты деятельности:

I. Разведение крупного рогатого скота

– различать и определять разновидности быков (холощеный бык – ат оус, откормленный для убоя бык – кур оус, трех-четырехгодовалый бык);

– различать и определять разновидности коров (дойная корова – трм ынах, яловая корова – кытарах ынах, корова первого отела – тууй бургунас, стельная корова – буос ынах);

– описать повадки и поведение крупного рогатого скота и другие.

II. Коневодство

– различать и определять разновидности лошадей (жеребец – атыыр, молодой жеребец – соноос атыыр, кобыла – биэ, жеребая кобыла – уулаах биэ, трехгодовалая кобыла – тиээ биэ и другие);

– участвовать в постройке изгородей для лошадей и другие.

III. Охота. Рыболовство.

– обсуждать и анализировать правила охоты, делать записи, приводить 2–3 примера правила охоты;

– делать сообщение об обрядах, обычаях и традициях охоты;

– находить с помощью солнца, компаса, ручьев, карты ориентироваться в местности;

– различать и определять местообитание животных, птиц и рыб и другие

IV. Оленеводство

– распознавать оленей по окраске, цвету шерсти, форме рогов;

– различать оленей по повадкам и поведению (быстрый, резвый олень и т.д.);

– участвовать при постройке корали;

– помогать при пересчете оленей и другие.

V. Растениеводство

– классифицировать растения алааса, равнины, леса по определенным признакам;

– различать орудия для вспахивания земли (плуг, борона и т.д.);

– участвовать при обработке почвы (обработка паром, дезинфекция, полив удобрением) и т.д.

VI. Кормление и уход за домашними гусями. Кормление и уход за кроликами.

– различать породы свиней, описать их по внешнему виду;

– ухаживать за свиньями (кормление, уборка и т.д.).

Безусловно, третьеклассники постепенно в соответствии по возрасту в процессе совместной работы со взрослыми и сверстниками усваивают полезные умения и навыки, необходимые для каждодневной жизни.