В четвертом классе у младших школьников формируется умение трудиться в традиционном хозяйстве. В процессе такой деятельности они учатся различать и определять части саней для быка и используют их по назначению, с помощью взрослых запрягают быка на сани, различать порядок уборки и стогование сена (сена в валках (субура), копна (бугул), стог сена (кэбииилээх от)) и т.д.
Безусловно, в 4 классе обучающиеся овладевают и другими социальными компетенциями как различать упряжь лошади (недоуздок (бас быата, сулар), подпруга (дьирим), стремя (иээ), кантас (повод), оглобли (олгуобуйа) и т.д. Также младшие школьники определяют назначение оленей: вьючно-верховые, упряжные и грузовые, проектируют календарь оленевода по сезонам.
Содержательная линия:
Холощеный бык. Сани для быка. Сани для езды, сбруя. Сенокос. Уборка сена. Стогование сена. Горбуша (саха хотуура). Изгороди.
Лошадь. Упряжь. Сани для езды, сбруя. Зимняя повозка на полозьях (сани). Дровни – сани для воза тяжелого груза. Уход за лошадьми по сезонам года.
Рыболовство и охота – традиционное занятие народа саха. Безопасное поведение при пожаре.
Внешний вид рыбы. Разнообразие рыб. Охота. Ондатра. Выделка шкуры ондатры. Алгоритм обработки шкуры ондатры. Шитье мехового изделия. Алгоритм шитья мехового изделия.
Нартенная упряжь. Езда верхом на олене. Вьючные олени. Жилище оленеводов. Обработка шкур. Ровдуга.
Планируемые результаты деятельности:
I. Разведение крупного рогатого скота
– определять, фотографировать, нарисовать разновидности быков (холощеный бык – ат оус, откормленный для убоя бык – кур оус, трех-четырехгодовалый бык);
– различать части сани для быка опоры (атаа), полозья (сыаах), оглобля (олгуобуйа, ярмо (буралдьы), верхнее и нижнее ярмо (срэр).
II. Коневодство
– различать и определять части хомута (клещи (мас араама), хомутина (сымнаас тас), потник (бото), оголовок (тас хах), металлическое кольцо (ан угуллар тимир иит), гуж (кулгаах), супонь (ытарчатын холбуу баайар быа);
– запрягать коня с помощью взрослого;
– запрягать лошадь в сани с помощью взрослого;
– проектировать календарь коневода по сезонам года.
III. Охота. Рыболовство.
– сделать проект по рыболовству по сезонам года;
– составить правило безопасности поведения в лесу;
– находить безопасное место для разведения костра;
– распознавать и классифицировать рыб по их местообитанию (ручьи, озеро, река, море, океан);
– составить правило о сохранении и приумножении рыб и использовать его;
– различать и приводить примеры 3–5 видов рыб.
IV. Оленеводство
– составить алгоритм езды верхом на олене – учаке и правильно его использовать;
– отличать зимний аркан от летнего аркана;
– определять виды нарт (легковая, грузовая) и определять его назначение;
– принять участие в изготовлении нарты;
– проектировать календарь оленевода по сезонам года;
– делать макет жилища оленеводов.
V. Растениеводство
– классифицировать растения алааса, равнины, леса по определенным признакам;
– различать орудия для вспахивания земли (плуг, борона и т.д.);
– участвовать в обработке почвы (обработка паром, дезинфекция, полив удобрением) и т.д.
VI. Кормление и уход за домашними гусями. Кормление и уход за кроликами.
– различать растения, произрастающие в тундре;
– посадить яблоню, вишню, сливу, поливать водой, рыхлить почву, покормить навозом и другими удобрениями, наблюдать и записывать их произрастание;
– посадить культурные растения: овес, ячмень, рожь, пшеницу рыхлить почву, покормить навозом и другими удобрениями, наблюдать и записывать их произрастание;
– посадить картофель, присматривать за ним, поливать водой, рыхлить почву;
– определить порядок посева культурных растений: овеса, ячменя, рожа, пшеницы;
– собирать с помощью взрослых 2–3 вида лекарственных растений, сушить, проветривать, хранить, определить их применение и правильно его использовать;
– сделать с помощью взрослых проект правила сбора, сушки, хранения лекарственных растений на примере 1–2 растений.
Кормление и уход за домашними животными.
– кормить и присматривать за лисами, песцами и норками;
– сделать макет зверофермы.
Безусловно, в 4 классе младшие школьники в соответствии с возрастом в процессе совместной работы со взрослыми и сверстниками овладевают умениями и навыками, нужными при ведении традиционного хозяйства, которые нужны для самообеспечения обучающихся.