Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DIAGNOSIS ACCORDING TO PRESCHOOL MORAL SENSE OF FAMILY RELATIONS

Molodtsova T.D. 1
1 Taganrog Institute named after AP Chekhov
The article describes the development of the moral sentiments of preschool children under the influence of family relationships are considered specific characteristics of the child in the preschool age and condition of the positive impact that family. Different psychological methodologies are examined on the exposure of microclimate of family and dominating in her relations, specified, what are types of families and as each of these types influences on a child; on the concrete examples of preschool children shown, as in behavior of child or his pictures his mutual relations show up with parents and as one or another moral feelings show up a study, the row of methodologies proving this statement is used in that, is Undertaken.
preschool child
morality
moral feelings
family
domestic relations
diagnostics

Как известно, семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от него во многом зависит судьба человека и его будущее. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, – это ее среда, в которой ежедневно организуется жизнь и деятельность ребенка. Как уже отмечалось выше, человек уже с рождения развивается как социальное существо, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и его окружением, усвоение им созданной человечеством культурных ценностей, играют главную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Как совершенно справедливо подчеркивает автор: «…На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складываются убеждения, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка» [2, с.19].

Дошкольный возраст представляет собой период начального становления личности. Именно в эти годы происходит образование основных личностных механизмов и психологических образований. Особую роль это играет для создания личностных смыслов и жизненных ценностей, в формировании которых решающая роль принадлежит семье. Именно семья закладывает фундамент нравственной позиции ребенка, т.к. действует не эпизодически, а постоянно. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями в детском саду, школе, в жизни. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже в три года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании, чувства ребенка гораздо богаче, разностороннее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников, отмечает Виноградова А.М., и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются [1].

Существуют методы и технологии социально-педагогической работы с семьей, позволяющие ближе знакомиться с семьей. Одним из главных направлений работы в детском саду является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах жизни. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Так, например, для оптимизации эмоционального взаимодействия родителей и ребенка используются народные игры (Г.Н. Гришина), произведения фольклора (Г.В. Лунина), театрализованные игры (Р.К. Сережникова). Во многих педагогических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно изучается и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Артюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева). В результате такого подхода исследователя к респондентам (родителям) они рассматривают предполагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов. Современные науки используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного института. Семейное воспитание крайне индивидуально, однако в нем важно определять и общие тенденции. Их надо исследовать и учитывать в дальнейшей работе.

Для проведения исследования мы выбрали пять типов семей из подготовительной группы детского сада «Кораблик». На каждую семью завели паспорт семьи. Нашей целью являлось проведение диагностики семей с позиции их нравственной направленности. Мы исследовали различные типы семей, для того, чтобы увидеть, как влияют семейные отношения на формирование нравственных чувств дошкольников. В исследовании принимали участие такие семьи, как:

1. семья в повторном браке;

2. благополучная семья;

3. неблагополучная семья;

4. неполная семья;

5. семья среднего супружеского возраста.

На первом этапе проводилась работа с родителями, где мы применяли тест-опросник родительского отношения (ОРО), (А.Я. Варг, В.В. Столин), который представляет собой психодиагностичесикй инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку .На этом же этапе мы проводили работу с детьми, чтобы выявить уровень развития нравственных чувств у дошкольников из разных типов семей и применяли методику А.В. Запорожца Применяя тест-ОРО (А.Я. Варг, В.В. Столин) мы старались выяснить отношения родителей из разных типов семей к своим детям. Во второй серии исследования мы пронаблюдали содержательную сторону переживаний каждого ребенка и направленность этих переживаний.

Психологи уже многократно докладывали, что рисунки детей значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики. По мнению многих психологов, рисунок семьи – высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким. При анализе рисунков для нас важно было выяснить: 1.Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации. 2.Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (прежде всего, матери) относительно я – фигуры ребенка. 3.Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений. В качестве показателя эмоционального тонуса рисунка использовались: 1) цветовая гамма рисунка; 2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка; 3) порядок расположения фигур (членов семьи); последовательность изображения членов семьи. При анализе детских рисунков, следует заметить, что в рисунках семьи у детей дошкольного возраста, в основном, используются и теплые, и холодные цвета. При этом на лицах персонажей часто встречается улыбка. Что касается наличия символов и украшений, то они встречаются примерно в каждом рисунке своей семьи. Анализ таких рисунков показывает, что дети вкладывают в рисунки определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, например, в рисунке Светы Б. ( неполная семья) мы видим, что цветовая гамма не яркая, преобладают темные тона; на лице персонажей нет улыбок; расположила девочка себя на нижнем этаже под мамой, маленького размера. В начале изобразила себя, потом маму. Таким образом, она пытается изобразить свои чувства, которые она испытывает, а это, скорее всего тяжесть, т.к. мама изображена на верхнем этаже, все время давит на девочку. Это подтверждает то, что мама воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. На рисунке Димы Ю. ( неблагополучная семья) мы видим, что цветовая гамма в основном темная. На лицах персонажей улыбка только у мамы. У папы вообще нет лица, что характеризует негативное отношение Димы к папе. Расположение фигур: в начале Дима нарисовал себя на нижнем этаже, затем нарисовал маму и папу. Полученные данные свидетельствуют о том, что мать наиболее значимый персонаж для мальчика, а затем уже отец. В ходе рисования Дима употреблял такие выражения: папа пьяный, любит бить маму. Мальчик свои переживания изобразил в рисунке. В третьей серии эксперимента мы проверили глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями прочитанной детям сказки. Результаты проведенного исследования «Методика Запорожца» и теста ОРО (А.Я. Варг, В.В. Столин), позволили нам увидеть, что те дети, которые испытывают сочувствие, жалость к другим – из семей, где родители с пониманием относятся к детям, там дети чувствуют к себе внимание и любовь. И наоборот, те дети которые проявляют равнодушие, либо злобу – из семей, где родители к детям относятся равнодушно, агрессивно

Таким образом, исследуя каждую семью, мы делали соответствующий вывод о влиянии семьи на ребенка. Анализ результатов исследования показал, что влияние семьи на воспитание ребенка значительно. Если в семье царит понимание, доброта, уважительные отношения, то соответственно, ребенок получает заряд эмоций благоприятных для его развития и нравственного совершенствования. И наоборот, если в семье присутствует насилие, безразличие, грубость, агрессия то и ребенок получает негативный заряд, что способствует развитию таких чувств, как злоба, раздражение, ненависть и ведет к нравственной деградации личности.