Высшая школа Казахстана с момента обретения независимости претерпела коренные изменения, сопряженные с отходом от советской идеологии и переходом на Болонские преобразования. Привычными стали такие понятия как многоуровневая структура подготовки, кредитная технология, платное обучение, компетентностный подход, рынок услуг и инновации. Современный рынок труда требует от выпускника вуза не только теоретической подготовки (знаний), но и практических навыков и профессиональных компетенций. В идеале высшая школа должна давать опережающее образование с тем, чтобы на выходе через 4 года обучения по конкретной образовательной программе выпускник находился в пике профессиональной востребованности. Ныне ключевыми вопросами стали: Каким должен быть современный выпускник вуза? Какие образовательные программы должен предлагать вуз? Чьи потребности должна удовлетворять высшая школа? Очевидно, оптимальной моделью современного специалиста ? выпускника вуза должна стать компетентностная модель в формате адекватного ответа на социально-экономические запросы основных стейкхолдеров образовательных услуг. Переход Казахстана к инновационной экономике предусматривает глубокие изменения в структуре спроса на выпускников. Ныне при массовом выпуске специалистов имеются незакрытые вакансии. Налицо несоответствие между спросом и предложением. Некоторые работодатели неохотно принимают на работу вчерашних студентов, мотивируя отсутствием у них опыта работы. Имеет место практика совмещения учебы с работой. Система образования и сфера труда стали функционировать в режиме конкуренции.
В казахстанской системе высшего образования основным нормативно-правовым документом, согласно которому проектируются образовательные программы бакалавриата, является Государственный образовательный стандарт (ГОС), утвержденный Правительством РК от 13.05.2016 № 292 [1]. Отличительной особенностью ГОС нового поколения является несколько рамочный характер. Он, предоставляя относительно большую автономию вузам, устанавливает общие требования к содержанию образования, максимальному объему учебной нагрузки, уровню подготовки обучающихся и не учитывает принципиальные особенности той или иной специальности бакалавриата. Он может рассматриваться как некий шаблон образовательной услуги. В нем обозначены только общеобразовательные компетенции, а профессиональные компетенции рекомендовано разрабатывать на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества. Реализация практико-ориентированных образовательных программ в формате компетентностного подхода сдерживается отсутствием качественных профессиональных стандартов с четко обозначенными профессиональными компетенциями. Это актуализирует необходимость развития механизмов социального партнерства вуз – работодатель.
Курс на модернизацию высшего образования продиктован стремлением повысить качество выпускника, его профессиональную компетентность. Выпускники должны быть способными генерировать новые знания и быстро осваивать новые виды деятельности, эффективно работать в команде. Работодателю нужен выпускник, способный приступить к выполнению профессиональных обязанностей сразу по прибытии на производство без доучивания или переучивания [2]. От высшего образования требуют большей практико-ориентированности. Работодатели отмечают оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, психологическую неподготовленность к трудовым будням, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде. Сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия вуза с работодателями.
Результаты социологических исследований, проведённые среди промышленных предприятий Карагандинской области свидетельствуют о слабом сотрудничестве бизнес-производства с вузами региона, что обусловлено следующими причинами [3]:
- работодатели в большинстве своём не заинтересованы в постоянном обновлении и пополнении предприятий креативными специалистами;
- работодатели не готовы сформулировать требования к сегодняшним выпускникам, в силу чего сохраняется иждивенческий подход: получить готового специалиста, способного сразу включиться в производственный процесс;
- вузы также слабо мотивированы на обновление содержания образовательных программ, причины тому: массовизация высшего образования, подушевое финансирование, низкая зарплата профессорско-преподавательского состава, расширяющееся бумаготворчество, снижение качества обучения, нарушение преемственности, отсутствие притока талантливой молодежи в научно-образовательную сферу, непривлекательность профессии педагога, устаревшая материально-техническая база вузов.
Ситуация высокой конкурентной борьбы на современном рынке IT-труда ставит перед высшей школой задачу совершенствования профессиональной подготовки выпускников технических направлений за счёт формирования у последних профессиональной компетентности в области информационных технологий. Перед системой высшего образования ставится актуальная задача повышения качества профессиональной подготовки IT-специалистов, которая заключается в совершенствовании процесса обучения в вузе студентов технических направлений за счёт пересмотра подходов к организации данного процесса. Компетентность в области информационных технологий или профессиональную компетентность IT-специалистов (рис. 1) можно определить как «интегративное качество выпускника, характеризующее его способность успешно применять знания, умения, навыки и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях сферы информационных технологий, отражающее его готовность к осуществлению профессиональной деятельности и проявляющееся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного и личностного компонентов» [4].
Рис. 1. Структура и взаимосвязь компонентов профессиональной компетентности будущих IT-специалистов
Создание конкурентоспособной на мировом рынке, наукоёмкой системы ИКТ-образования в Казахстане, предполагает переход к качественно новому уровню подготовки кадров на основе инновационных изменений в высшей школе. К сожалению, ныне квалификация ИКТ-специалиста-бакалавра не вполне соответствует актуальным требованиям. Высшая школа и рынок труда в сфере информационно-коммуникационных технологий развиваются в автономных режимах, их требования не синхронизированы, а качество подготовки оставляет желать лучшего.
В 2016 году АО «Национальным инфокоммуникационным холдингом “Зерде”» был предложен «Концепт создания бакалавриата производственного направления» [5], в рамках которого предусмотрено внедрение пилотного проекта «Бакалавриат производственного направления» в системе высшего ИКТ-образования Республики Казахстан на базе Карагандинского государственного технического университета по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение».
Быстро меняющиеся технологии, появление на производстве инновационного продукта и высокотехнологичного оборудования требуют универсальной подготовки работников. Работодателю нужны высококвалифицированные кадры, которые должны не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологии и адекватно на них реагировать. Именно на это направлено практико-ориентированное образование, позволяющее динамично осваивать различные профессиональные функции на основе постоянного обучения и саморазвития.
Бакалавриат производственного направления – это уровень высшего образования, по окончании которого выпускнику присваивается квалификация и степень «бакалавр». Бакалавриат производственного направления предполагает формирование интегрированной (вуз-работодатель) образовательной инфраструктуры, в которой методом погружения в производственный процесс студенты приобретают практический опыт и профессиональные компетенции. Основная задача бакалавриата производственного направления – подготовка молодых специалистов с высшим образованием, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками и способных практически без адаптации работать по избранной специальности (таблица).
Особенности бакалавриата производственного направления
Параметры сопоставления |
Бакалавриат производственного направления |
Бакалавриат обычный |
Адаптация к условиям производства |
До 2 месяцев |
0,5–1 года |
Процент трудоустройства |
90 % |
60 % |
Отставание знаний, умений и навыков выпускников от требований рынка |
Не более 10 % |
Более 50 % |
Умение работать в команде |
Приемлемые |
Недостаточные |
Выполнение дипломных проектов по заказам предприятий |
90 % |
10 % |
Карьерный рост молодого специалиста |
Достижение категории (6 уровня) – 2–3 года |
Достижение категории (6 уровня) – не менее 5 лет |
Миссия программ бакалавриата производственного направления заключается в усилении практико-ориентированности образовательных программ, снижении издержек организаций-работодателей по доучиванию выпускников, адаптации образовательных программ к требованиям профессиональных стандартов и снижении риска нетрудоустройства выпускников, расширении вариативности образовательных программ.
Анализ показывает, что традиционный способ организации учебных и производственных практик (по 3–4 недели в летний период) малоэффективен в контексте задачи, поставленной перед образовательными программами производственного бакалавриата. За сравнительно короткий период трудно приобрести профессиональные навыки и реальный опыт производственной деятельности. Он не мотивирует ни студентов, ни работодателей. Наблюдается формальное отношение к практике как важнейшей составляющей образовательного процесса.
Содержание образовательной программы бакалавриата производственного направления должно быть направлено на подготовку практико-ориентированных специалистов с профессиональными компетенциями с учётом требований работодателей и социального запроса общества. Технологическая составляющая качества реализации образовательных программ бакалавриата производственного направления должна отражать очевидные его преимущества – построение учебных программ, исходя из потребностей производства.
В Карагандинском государственном техническом университете, как участнике пилотного проекта, были разработаны проекты образовательных программ специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», основная идея которого концентрированное теоретическое обучение в течение первых 5–6 семестров, в процессе которых усваиваются все обязательные дисциплины циклов общеобразовательных дисциплин (ООД), базовых (БД) и профилирующих дисциплин (ПД). Это позволит повысить эффективность профессиональной стажировки в контексте закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и профессиональных компетенций.
Профессиональная стажировка – важнейшая составляющая учебного плана и, в целом, образовательной программы, направленная на приобретение практического опыта и соответствующей квалификации. Основная цель профессиональной стажировки – формирование и закрепление профессиональных знаний, умений и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения. Содержание профессиональной стажировки определяется программой стажировки, утверждаемой вузом и согласованной с базовым предприятием. Примерное содержание программы стажировки включает: учебные тренинги в лаборатории предприятия по выбранной профессиональной подгруппе; выполнение и защиту курсовых проектов; работу в составе команды предприятия на позиции 4 уровня квалификации по отраслевой рамке квалификаций профессионального стандарта выбранной специализации, выполнение трудовых функций, приобретение соответствующих умений и навыков, описанных в профессиональном стандарте.
Дисциплины компонента по выбору цикла ООД и части дисциплин цикла ПД изучаются также в процессе профессиональной стажировки в формате дистанционно-заочного обучения (рис. 2).
Рис. 2. Профессиональная стажировка как важнейшая составляющая учебного плана
При этом изучение дисциплин цикла ПД проводится с привлечением ведущих сотрудников предприятия, на котором студенты проходят профессиональную стажировку. Перечень элективных дисциплин рабочего учебного плана определяется в соответствии с требованиями профессиональных стандартов совместно с работодателями. Продолжительность каждого семестра составляет 15 недель, исключение составляет 7 семестр. Профессиональная стажировка на предприятиях отрасли складывается из 6 месяцев за счёт объединения второй производственной практики, 7 семестра и преддипломной практики. Возможно увеличение количества кредитов учебной практики после первого курса до 8 кредитов, по результатам которой обучающемуся присваивается сертификат на рабочую профессию – по ИКТ. Общее количество кредитов на практику увеличено до 17 кредитов, причём в период первой производственной практики после второго курса планируется повышение уровня английского языка.
В процессе профессиональной стажировки студентов предприятия решают задачу, связанную с созданием кадрового потенциала производства. При этом существенным является не формальное прохождение стажировки и практики с оформлением отчёта, а реальная работа студента на рабочих местах в качестве помощника квалифицированного специалиста. Тема дипломного проекта будущего бакалавра должна быть сориентирована в рамках проектов предприятия, на котором проходила стажировка, с обязательной защитой дипломного проекта на производстве.
Выпускники программ производственного бакалавриата отличаются практико-ориентированным характером полученных компетенций, что, несомненно, повысит их востребованность на рынке труда. Успешное внедрение бакалавриата производственного направления возможно осуществить при непосредственном и заинтересованным участии работодателей, наличии мотивированного профессорско-преподавательского состава, включая представителей производства, развитой научно-производственной базе предприятий и образовательной инфраструктуре. В этом пилотном проекте пересекаются интересы вузов, профессиональных объединений работодателей и в целом общества. Только согласованные действия всех заинтересованных сторон могут обеспечить синергетический эффект.
Для внедрения пилотного проекта «Бакалавриат производственного направления» с получением инновационного эффекта необходимо:
- в рамках принятого в 2015 году Закона «О государственно-частном партнёрстве» развить механизмы социального партнёрства высшей школы и сферы труда в направлении проектирования профессиональных и образовательных стандартов высшего ИКТ-образования в формате компетентностного подхода;
- выйти с предложением о выделении целевых образовательных грантов по ИКТ-специальностям пилотного проекта «Бакалавр производственного направления», с увеличением стоимости образовательных грантов в 1,5–2 раза с целью привлечения работодателей к подготовке бакалавров производственного направления.