Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL BUDGET POLICY OF THE BRYANSK REGION

Gudkova O.V. 1 Sevrukova S.V. 1
1 Branch of Moscow psychologic-social University
Basic directions and priorities of development of regional budget policy of the Bryansk region, which is planned to be implemented budget policy in the sphere of tax and non-tax revenues. Given the priorities for the development of economic indicators of the Bryansk region. The analysis of the positive and negative aspects of the socio-economic situation and identified the main factors and trends, and strategic opportunities for the active development of the Bryansk region. It is established that an important obstacle in Russia on the way of use of monetary incomes in the financial sector, deter efficient development of the economy, was economically unjustified and socially unjustified low wages, mainly in the public sphere and in sector budget financing. The main directions of budgetary policy for the future.
regional budget policy
tax policy
tax and non-tax revenues
regional development
direction and budget priorities

Перспективная цель развития региона Брянской области – это повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в ЦФО и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации «оптимального» сценария развития региона.

Региональная бюджетная политика – это направления развития бюджетных отношений по отдельным субъектам Российской Федерации, связанная с формированием доходов, распределением расходов, покрытием дефицита бюджета, исполнением государственных и региональных программ развития территории.

Бюджетная, налоговая политика Брянской области сформирована на основе приоритетов, определенных Президентом России в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 – 2016 гг., указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., а также основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015–2020 гг. [4].

Среди основных направлений и приоритетов, по которым планируется осуществлять бюджетную политику в сфере налоговых и неналоговых доходов, выделяются следующие:

• проведение работы, направленной на повышение объемов поступлений в бюджеты области налога на доходы физических лиц: создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда в регионе, легализация заработной платы, доведение ее до среднеотраслевого уровня, мероприятия по сокращению задолженности по налогу;

• реализация мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, оказывающих влияние на рост налогового потенциала, а также сохранение государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;

• предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом достигаемого экономического и социального эффекта;

• повышение качества и эффективности администрирования доходов бюджетов;

• развитие земельных и имущественных отношений путем проведения мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости с целью вовлечения их в налогообложение;

• сотрудничество с налогоплательщиками Брянской области.

• Приоритетные задачи развития экономических показателей Брянской области:

• увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

• реализация конкурентных преимуществ региона;

• развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;

• обеспечение дополнительных доходов развития региона;

• совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

• развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

• развитие потребительского рынка и различных форм малого бизнеса;

• формирование устойчивой тенденции развития АПК.

Основной проблемой Брянской области является сложность в обеспечении и поступлении инвестиционных средств, т.к. основным источником доходов регионального бюджета являются безвозмездные поступления за счет дотаций, направленных для финансового обеспечения и поддержки уровня жизни населения региона [1].

По данным официальных источников информации доходы консолидированного бюджета Брянской области, представленные в табл. 1, выросли в 2015 г. на 7283,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., а по сравнению с 2014 г. увеличение произошло на 2927,8 млн. руб. или на 6,24 %.

Таблица 1

Состав и структура доходов Брянской области за 2012–2015 гг.. млн. руб.*

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015/2012 гг. отклонение (+,-)

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Доходы всего, млн. руб.

42543,2

100

44916,9

100

46899,2

100

49827,0

100

7283,8

В т.ч. налог на прибыль организации

6626,8

15,58

4436,1

9,88

4198,7

8,95

3089,3

6,20

-3537,5

(-9,38 %)

Налог на доходы физических лиц

9442,4

22,19

10638,2

2,37

11228,7

23,94

11510,0

23,10

2067,6

(+0,91 %)

Налоги на имущество

3074,6

7,23

3381,0

7,53

4111,5

8,77

2192,4

4,40

-882,2

(-2,83 %)

Безвозмездные поступления

16841,7

39,59

20020,8

44,57

20439,9

43,58

23717,6

47,60

6875,9

(+8,01 %)

Прочие доходы

3834,9

9,01

6440,8

14,34

6920,4

14,75

9317,7

18,7

5482,8

(+9,69 %)

*Cоставлено по данным Росстата – www.gks.ru [5].

В структуре общих доходов основную долю занимают безвозмездные поступления, которые составляют 47,6 % от суммы доходов за 2015 г., при этом рост безвозмездных поступлений вырос за 2012–2015 гг. на 6875,9 млн. руб., что составляет 40,8 % прироста.

Среди налоговых доходов основную долю занимает налог на доходы физических лиц, который составляет 23,1 % в 2015 г., что больше на 0,91 п.п. уровня 2012 г. По сумме рост составил 2067,6 млн. руб. или 21,9 % роста по сравнению с 2012 г.

Доля доходов по налогу на прибыль в 2015 г. уменьшилась на 9,38 п.п. по сравнению с 2012 г. или по сумме на 3537,5 млн. руб., а при сравнении с 2014 г. наблюдается уменьшение суммы налога прибыль на 1109,4 млн. руб., что составляет 26,4 % снижения.

Сумма налога на имущества также показывает снижение по сумме на 882,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., доля данного налога уменьшилась на 2,83 п.п. Данные показатели характеризуют, что существуют проблемы с формированием доходной части регионального бюджета Брянской области, т.к. предприятия сокращают поступления налога на прибыли и налога на имущество юридических лиц.

Таким образом, Брянская область формирует свои доходы большей частью за счет безвозмездных поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Брянской области среди других регионов Центрального федерального округа [4].

В результате анализа положительных и отрицательных сторон социально-экономического положения Брянской области выявлены основные влияющие факторы и тенденции, а также стратегические возможности по активному развитию Брянской области:

• изменение структуры ВРП с увеличением доли реального сектора экономики;

• повышение производительности труда;

• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета формирования наукоемкого, инновационного кластера;

• увеличение объемов привлеченных инвестиций;

• улучшение экологической ситуации;

• обеспечение устойчивого и динамичного экономического развития промышленного комплекса Брянской области;

• создание транспортно-логистического комплекса;

• совершенствование транспортной инфраструктуры;

• повышение доходов населения;

• стимулирование предпринимательства в инновационной сфере;

• повышение качества жизни населения;

• активизация интеграции науки, образования и производственной сферы посредством создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности, а также формирования инфраструктуры инновационной системы;

• привлечение международных компаний, крупных финансово-промышленных групп.

Основными направлениями региональной бюджетной политики на перспективу являются:

• обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, которая предусматривает минимизацию дефицита бюджета, ограничение принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, поддержание объема государственного внутреннего долга на безопасном для финансовой системы региона уровне;

• безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных указами Президента Российской Федерации;

• реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, реструктуризация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, стимулирование сокращения количества неэффективно работающих организаций, обеспечение обратной связи с потребителями услуг;

• координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность исполнительных органов государственной власти;

• изменение форм и методов поддержки местных бюджетов, обеспечение расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, ориентация финансовой поддержки на достижение конечных результатов в сфере полномочий местного самоуправления;

• повышение прозрачности и открытости бюджетной системы.

Брянская область по уровню инвестиций на душу населения региона занимает 62 место и составляет в среднем 64 тыс. руб. на каждого жителя региона. Доля инвестиций за счет бюджетных средств составила 17,4 % в 2014 г. от общей суммы средств, а средства кредитов банка составили 41,2 %, что на 18,3 % уровня инвестиционных средств за счет кредитных учреждений, направленных в 2012 г.

По уровню среднедушевых денежных доходов Брянская область в 2014 г. занимала 47 место, сумма уровня доходов на душу населения составляла – 22039 руб. рост среднемесячной заработной платы работников произошел за три года на 3983 руб. все это говорит о достаточно низком уровне жизни населения Брянской области, который складывается также от зависимости структуры доходов и расходов регионального бюджета.

Важным препятствием в России на пути использования денежных доходов населения в финансовой сфере, сдерживания эффективного развития экономики, явился экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда, преимущественно в государственной сфере и в секторе бюджетного финансирования [2].

В условиях ожидаемого снижения налоговых поступлений политика в сфере расходования бюджетных средств в 2015 – 2016 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности действующих расходных обязательств, отказа от принятия новых расходных обязательств.