Градостроительство, развитие экономики, достижения в социальной и культурной сферах напрямую связаны и являются результатом проводимой политики нейтралитета руководством Туркменистана. Подлинным успехом внешней политики Туркменистана стало провозглашение постоянного нейтралитета 12 декабря 1995 г. на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №50/80А, согласно которой Туркменистан провозглашен нейтральным государством.
Как известно, Туркменистан расположен в юго-западной части центрально-азиатского региона и граничит с государствами, с которыми на протяжении длительного времени находился в рамках единого союзного государства – СССР. И поэтому несмотря на некоторые разногласия друг с другом, политика этих государств по отношению друг к другу имеет выраженный дружественный характер.
Дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и Туркменистаном установлены 9 октября 1992 года. Посольство кыргызской Республики в г. Ашхабад открыто в 1994 году (Постпредство с 1992 г.).
В 1999 году вышел Указ Президента Туркменистана об учреждении туркменского Посольства в г. Бишкек, однако оно открылось спустя 14 лет в сентябре 2014 года. Сотрудничество двух государств развивалось до последнего периода фрагментарно, в частности, из-за различий в государственном управлении, общественно-политическом развитии, реформировании экономики, а также нейтрального статуса Туркменистана.
Туркменистан, обладающий крупнейшими запасами нефти и газа, хорошим экономическим потенциалом, представляет большой интерес для кыргызской стороны, что требует развития отношений и активизации сотрудничества и диалога с Ашхабадом.
В 1994 году состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Туркменистан. В 1995 году в рамках празднования 1000–летия эпоса «Манас» Президент Туркменистана С. Ниязов посетил Кыргызстан. С тех пор, официальные контакты между руководителями двух стран осуществлялись в основном в рамках мероприятий, проводимых по линии СНГ, Тюркского саммита и Аральской проблемы.
В апреле 1999 года, в рамках саммита глав государств-членов Международного Фонда спасения Арала, г. Ашхабад посетил Президент Кыргызской Республики А. Акаев.
24 декабря 2006 года и 14 февраля 2007 года официальные делегации Кыргызской Республики во главе с Государственным секретарем КР А. Мадумаровым дважды посещали г. Ашхабад для участия в похоронах Президента Туркменистана С. Ниязова и инаугурации новоизбранного Президента Туркменистана Г. Бердымухамедова.
В целях налаживания двухстороннего сотрудничества с Туркменистаном 12–13 июня 2007 года состоялся рабочий визит Министра иностранных дел КР Э. Карабаева в г. Ашхабад, в ходе которого он провел встречи и переговоры с Президентом и Министром иностранных дел Туркменистана. Подписан Протокол о сотрудничестве между МИД КР и МИД Туркменистана.
16 августа 2007 года Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов в качестве гостя принял участие на Саммите ШОС в Г. Бишкек. В октябре 2008 года Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов вновь прибыл в Бишкек для участия в саммите СНГ и встрече глав государств Центральной Азии, в ходе, которого состоялась двухсторонняя встреча с К. Бакиевым. Между президентами была достигнута договоренность об активизации двухсторонних отношений.
В целях инвентаризации договорно-правовой базы между двумя странами в октябре 2007 года в г. Ашхабад встретились эксперты внешнеполитических ведомств сторон.
С 1991 года между странами заключено 25 соглашений и договоров, из них действуют лишь 6 документов.
В результате событий, произошедших в Кыргызстане 6–7 апреля 2010 года, по инициативе туркменской стороны состоялась беседа Посла Кыргызстана в г. Ашхабад с заместителем кабинета министров, министром иностранных дел Туркменистана Р. Мередовым, который выразил озабоченность, относительно сложившейся в Кыргызстане ситуации и интересовался судьбой туркменских граждан, обучающихся в Кыргызской Республике.
По просьбе туркменской стороны 13–14 июня 2010 года из Кыргызстана эвакуировано около 800 студентов-граждан Туркменистана, в том числе 323 граждан вылетели специальным самолетом государственной службы и остальные граждане вывезены наземным транспортом через территорию Узбекистана.
По поводу событий апреля 2010 года официальный Ашхабад никаких сообщений не делал, а также со стороны Туркменистана гуманитарная помощь не поступала.
Товарооборот между Кыргызстаном и Туркменистаном за первый квартал 2010 года составил 0,65 млн. долларов США (экспорт – 0,6, импорт – 0,05). Товарооборот между двумя странами мизерный, что характеризовалось отсутствием устойчивых и долгосрочных торгово-экономических отношений между двумя странами.
Основными статьями кыргызского экспорта в Туркменистан является стекло, электролампы, шифер, асбестовые трубы и другие. Кыргызстан импортирует из Туркменистана сырую нефть, авиакеросин, солярку, отработанный хлопок, шерсть.
В силу географического положения Туркменистана, его транзитных возможностей на иранском, турецком, закавказском и ближневосточном направлениях, сырьевого потенциала страны, активизация кыргызско-туркменских экономических отношений объективно способствовало бы реализации экономических проектов Кыргызской Республики.
В связи с приходом к власти нового туркменского руководства отношения и контакты Кыргызской республики с Туркменистаном стали активизироваться.
11 ноября 2014 года состоялся официальный визит Президента КР А.Атамбаева в Туркменистан. В ходе встречи глава туркменского государства с удовлетворением отметил, что в современную эпоху диалог между Туркменистаном и Кыргызской Республикой, основанный на взаимном уважении, равноправии и стремлении к движению вперед, носит конструктивный характер в политико-дипломатической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах. По итогам переговоров были подписаны 15 двусторонних документов, касающихся сотрудничества стран в различных сферах [1].
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, говоря о достижениях Туркменистана в топливно-энергетическом секторе, отметил необходимость активизации сотрудничества между странами именно в энергетической сфере: – Я благодарен за ваше высказывание, что Туркменистан готов поставлять нам электроэнергию по низким ценам. Думаю, мы решим все вопросы по ее транспортировке. Данное направление наших отношений очень перспективное. Мы сейчас обговорили и возможные варианты строительства железной дороги. Для нас важно и то, что мы участвуем в строительстве газопровода из Туркменистана в Китай. Думаю, что впереди у нас очень большая работа.[2]
За пять месяцев текущего года объем товарооборота между Кыргызстаном и Туркменистаном составил 4 миллиона долларов. Стороны проявили заинтересованность в улучшении экономических показателей. Была учреждена Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, которая хочется, надеется, придаст динамизм сотрудничеству между Кыргызстаном и Туркменистаном.
Особую актуальность приобретают перспективы взаимодействия между двумя странами в энергетической и транспортной сферах. По экспертным оценкам, энергетический потенциал Туркменистана оценивается в 45,44 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. Запасы газа в Туркменистане, по международным оценкам, составляют 24,6 триллиона кубометров. И это далеко не итоговая цифра, поскольку геологические изыскания продолжаются [3]. В этом контексте Туркменистан рассматривает Кыргызстан в качестве своего стратегического партнера в деле строительства трубопроводов из Туркменистана в восточном направлении. В Ашхабаде придается огромное значение осуществлению проекта нового газопровода «Центральная Азия – Китай» (Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан – Кыргызстан – Китай). Нужно отметить, данный факт свидетельствует о совпадении взглядов двух государств на проблему обеспечения энергетической безопасности, готовности к тесному взаимодействию по этому принципиальному вопросу.
В ходе встреч стороны обсудили вопросы борьбы и противодействия экстремизму, терроризму, незаконной миграции, борьбы с наркоторговлей. Туркменистан является одной из самых заинтересованных и деятельно участвующих сторон в осуществлении комплекса мер по укреплению мира и стабильности в Афганистане, восстановлении его социально-экономической инфраструктуры. Это обстоятельство содействует обеспечению региональной безопасности Центральной Азии, в чем особенно заинтересован и Кыргызстан.
В настоящее время на территории Центральной Азии набирает обороты интеграционные процессы. С политической точки зрения, нейтралитет как амбивалентное явление пропагандирует слабую интеграцию и даже изоляционизм. В условиях борьбы, связанной с перераспределением сфер влияния, транснациональными угрозами – обеспечить безопасность возможно только общими усилиями.
Таким образом, развития двухсторонних отношений между Кыргызстаном и Туркменистаном имеет определенный потенциал развития и в этой связи необходима дальнейшая активизация кыргызско-туркменских отношений по всем направлениям взаимодействия.