Эффективность обучения зависит не только от профильных знаний преподавателя, но и от понимания личностных особенностей студентов, с которыми ему приходится работать. Поэтому целью нашего исследования было изучение личностных особенностей российских и иностранных студентов. Были протестированы 6 групп студентов 2–3 курса, три группы иностранцев (60 % молодых людей, 40 % девушек) и три группы российских студентов (30 % молодых людей, 70 % девушек). Всего было обследовано 114 человек (35 иностранцев и 79 россиян). Им были предложены тесты: 1) характерологический опросник Леонгарда; 2) тест «Копинг-стратегии»; 3) Оценка комфортности.
Результаты. Российские юноши - возбудимы и экзальтированны, в группе чувствуют себя не очень комфортно, из всех копинг-стратегий предпочитают самоконтроль, бегство и избегание. Юноши-иностранцы – демонстративны, дистимны и эмоциональны, также со сниженным уровнем комфорта в группе, имеющие пониженное настроение и самочувствие, из всех копинг-стратегий выбирают планирование и социальную поддержку. Российские девушки – в большинстве своем возбудимы, тревожны и неуравновешенны, имеют также сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное настроение и самочувствие, из всех копинг-стратегий выбирают дистанцирование и планирование. Девушки-иностранки – демонстративны, гипердистимны или дистимны, непредсказуемы в своих реакция, но имеют высокий уровень субъективного комфорта, хорошее самочувствие, из всех копинг-стратегий предпочитают самоконтроль и бегство-избегание.
Таким образом, выявлены достоверные личностные отличия в четырех группах студентов - российские юноши, юноши-иностранцы, российские девушки, девушки-иностранки. Понимание этой специфики и педагогом и самими студентами может помочь в организации эффективного педагогического процесса.