Качественное преобразование лечебно-диагностической базы современного здравоохранения, происходящие изменения в системе высшего медицинского образования и постдипломной переподготовки указывают на необходимость формирования новых компетенций, благодаря которым возможно не только не отставать от динамично развивающейся медицины, но и быть в авангарде этого развития, обеспечивая профессиональное соответствие будущего врача. Овладение теоретической базой недостаточно для успешной адаптации в профессии и формирования собственного направления профессионального роста. Наиболее соответствует задачам самосовершенствования практикующего врача формирование профессиональных компетенций, заключающихся в способности к проведению научно-исследовательской работы.
Появление в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по всем специальностям научно-исследовательской практики позволяет сформировать навыки проведения научной деятельности, познакомиться с современными методами сбора и обработки материала и использовать результаты исследования в практической деятельности. Приобретению и развитию подобных навыков способствует правильная организация научно-исследовательской работы студентов начиная с учебных и производственных практик на младших курсах. Поэтапное вхождение студентов в научно-исследовательскую деятельность позволяет не только приобрести навык работы со специальной литературой, но и ее критического восприятия и анализа [1, 2]. По итогам 2-х практик первого курса проводилась научно-практическая конференция «С чего начинается профессия врача?», куда входили кроме устных и стендовых докладов еще и конкурсы профессионального мастерства, видеороликов, брейн-ринг.
На последующих курсах студентам во время практики предлагаются темы рефератов и направления для научно-исследовательских работ, причем на 2–3 курсах педиатрического факультета предоставление реферата к итоговой аттестации по практике является обязательным. Особенно важна научно-аналитическая составляющая во время практики на 3 курсе: на лечебном факультете – «Общеклиническая», на педиатрическом – «Клиническая диагностическая». Сочетание практики с научно-исследовательской деятельностью позволяет не только ознакомиться с современными наукоемкими технологиями, получить навыки по обслуживанию современной аппаратуры, но и за счет работы в постоянном контакте с лечащим врачем позволяет правильно интерпретировать получаемые результаты и использовать полученную информацию для оптимизации проводимого обследования и лечения пациентов [3, 4]. Такой подход благотворно сказывается и на учебном процессе в целом, повышает общую успеваемость и публикационную активность студентов.
Таким образом, появление в новом ФГОС ВО научно-исследовательской практики и правильная ее организация с внедрением элементов научно-исследовательской работы в каждый вид практики не противопоставляет ее практической деятельности, а формирует из нее главный инструмент самосовершенствования современного врача, обеспечивая систему здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.