Предмет «Концепции современного естествознания» (КСЕ) рассматривает, как известно, основные достижения совокупности наук о природе (в первую очередь физики, химии, геологии, космологии, биологии) и призван заменить полноценные курсы этих дисциплин для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений. Ранее [1] были изложены основные проблемы, связанные с преподаванием этой дисциплины в техническом вузе. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) дисциплину КСЕ в течение одного семестра изучают студенты-первокурсники экономических специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», а также «Налоги и налогообложение». В программу обучения входил лекционный курс и практические занятия. Далее студенты сдавали письменный коллоквиум и в конце семестра – дифференцированный зачет. Ранее [4] нами был осуществлен краткий анализ успеваемости студентов двух потоков за два последовательных учебных года по данному предмету. В настоящей работе представлен сравнительный анализ успеваемости по КСЕ студентов, поступивших в УГНТУ в 2013, 2014 и 2016 году. Для сравнения были выбраны три группы. При этом номер группы соответствует одной и той же специальности. Таким образом, можно проследить динамику успеваемости на данном временном отрезке при одинаковых программных требованиях и времени обучения в каждой группе.
Оценки на зачете |
Номера групп и успеваемость ( %) |
||||||||
2013–14 учебный год |
2014–15 учебный год |
2016–17 учебный год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Отл. Хор. Удовл. Неуд. |
30 40 30 - |
31 45 14 10 |
32 32 16 20 |
- 6 35 59 |
5 15 70 10 |
8 17 54 21 |
33 43 19 5 |
44 22 34 - |
14 36 50 - |
Успеваемость |
100 |
90 |
80 |
41 |
90 |
79 |
95 |
100 |
100 |
Качество |
70 |
76 |
64 |
6 |
20 |
25 |
76 |
67 |
50 |
Средний балл |
4.00 |
3.97 |
3.74 |
2.47 |
3.15 |
3.13 |
4.05 |
4.11 |
3.57 |
Результаты анализа представлены в таблице.
Прежде всего, обращает внимание определенное улучшение учебных показателей у студентов 2016 года поступления. Это наглядно просматривается по всем трем итоговым параметрам: успеваемости ( % оценок без «двоек»), качеству ( % оценок без «двоек» и «троек») и среднему баллу. Вместе с тем очевидны и проблемы, влияющие на снижение качества знаний. Их можно кратко суммировать в одной фразе: весьма посредственная школьная база знаний по естественнонаучным дисциплинам, в первую очередь, по физике и химии. А ведь эти знания просто необходимы будущим экономистам предприятий по добыче нефти и газа, а также нефтеперегонных и нефтехимических заводов. Вот типичные вопросы из билетов зачета, вызвавшие затруднения у большого числа студентов:
• Первое начало термодинамики. Его общее выражение и вид для изохорного процесса.
• Континуальная концепция. Гармоническое колебание и его уравнение.
• Концепция химического строения. Изобразить структурные формулы всех возможных изомеров состава С2Н6О.
• Концепция окисления-восстановления в химии. Назвать окислитель и восстановитель в представленной химической реакции.
• Суть теории креационизма.
Этот список можно было бы продолжить и далее. Весь материал достаточно подробно излагался в лекциях и прорабатывался на практических занятиях. Помимо этого в начале курса студентам был рекомендован ряд удачных, на мой взгляд, учебных пособий по КСЕ, в частности монографии [2, 3]. Однако, статистика трех лет показывает, что параметр качества в отдельных группах близок к 50 % либо не намного выше. Особенно провальными являются результаты 2014–15 учебного года. Главный вывод: решение проблемы требует как повышения школьного уровня преподавания физики и химии, так и организации специальных дополнительных занятий в вузах для проблемных студентов по данным дисциплинам.
В дальнейшем предполагается дополнить представленный анализ статистикой последующих лет.