В сфере высшего образования центральным звеном образовательного процесса выступает личность студента, удовлетворение его индивидуальных потребностей и познавательных интересов, создание условий для выявления и развития его способностей к быстрому нахождению выхода из нестандартных ситуаций, гибкому реагированию на проблемы. На первый план выходит формирование важнейших личностных качеств будущего специалиста: творческий подход к решению профессиональных проблем, самостоятельность, потребность в саморазвитии, самореализации, что обусловливает необходимость формирования творческой самостоятельности, приобретение ими опыта творческой и самостоятельной, деятельности.
В связи с этим, возникает необходимость такой организации учебного процесса, выбор таких методов и приемов обучения, которые окажут влияние на процесс становления творческой личности, обладающей ярко выраженной креативностью, творческой самостоятельностью, которая проявляется и реализуется только в творческом процессе [3, С. 155–158].
Специфика образовательного процесса в вузе, возраст студентов и уровень их подготовки, позволяет определить педагогическую эвристику (эвристические приемы, методы) как наиболее продуктивные в силу их возможности оказать влияние на формирование творческой инициативности, самостоятельности, личностного принятия творческой деятельности как неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности.
Понимание педагогической эвристики в научных исследованиях подчинено концептуальным основам изучаемой проблемы. Так, педагогическая эвристика рассматривается как дидактическая система принципов, закономерностей, механизмов и моделей, на основе которых осуществляется системная организация и управление эвристически направленной творческой деятельностью обучаемых [8]; с позиции организации эвристической деятельности исследователи раскрывают педагогическую эвристику через выделение в ней способов деятельности: преднамеренность, способ действия в нестандартной ситуации, интуитивные процессы, новизна и оригинальность продукта деятельности, личная значимость продукта деятельности, видение проблемы и нестандартной задачи [7]; определяя место эвристики в системе учебных предмет, исследователи уточняют, что педагогическая эвристика есть – теория обучения эвристической деятельности, или дидактическое направление эвристики, изучающее принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в учебных ситуациях с целью развития продуктивно-познавательных качеств мышления [9, с.213].
Обобщив имеющиеся в исследованиях определения педагогической эвристики, мы констатируем, что большинство их сводится в раскрытии самого процесса и содержания педагогической эвристики через эвристические приемы, эвристические методы обучения, систему эвристического обучения.
Мы в педагогической эвристике усматриваем возможность выделить приемы, которые носят эвристический характер и направлены на поиски оригинальных решений, различных способов решений; разработку системы задач, направленной на развитие творческих способностей учащихся [5, с. 189–204.]. Педагогическую эвристику в аспекте формирования творческой самостоятельности студентов мы рассматриваем как совокупность приемов и методов обучения, основанных на имитации творчества, комплекса проблемных задач эвристического обучения для целенаправленного формирования творческой инициативности, самостоятельности, творческого мышления.
Приемы педагогической эвристики составляют основу творческого решения любой проблемы, как то приемы стимуляции творческого мышления: перемещение, реконструкция, адаптация [2]; регрессивное и прогрессивное рассуждение, т.е. решение задачи от конца (цели) к началу (данным) либо наоборот [6,С.136]; переформулировка задачи, прием контрпримера, нахождение сходства с ранее изученным, прием индукции, умозаключение по аналогии, прием “малых шевелений” (выбор из некоторого множества наилучшее), прием непрерывной оценки и др. [1,С. 22–136]; выделены общие эвристические приемы, предназначенные для формирования творческой компетенции студентов: акцентуация, варьирование объекта, риверсия, индукция, варьирование среды [4].
Отметим, что в образовательном процессе перечисленные приемы применяются не как самостоятельные приемы, а как элементы, которые выступают частью организационных форм процесса обучения. Их выбор зависит от целей занятия, значимости изучаемого материала, уровня готовности студентов к восприятию эвристических приемов творческой деятельности.
В процессе формирования творческой самостоятельности студентов нами применяются эвристические приемы, которые акцентированы на умении самостоятельно планировать задачи, создавать оригинальный продукт на основе переформулировки учебной информации, логическое рассуждение, организацию активного самостоятельного поиска решения поставленной задачи. Так, прием эвристической беседы включает вопросы проблемного характера, в ходже решения которых делаются открытия, приобретаются новые знания. Например, преподавателем задается вопрос: «В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа?» Студенты дают короткий ответ: «Правило конкретизирует принцип». Затем задаются подвопросы, заставляющие студентов уточнять понятие принцип, правило, затем следует постановка вопросов, связанных с раскрытием существенных характеристик правил и принципов, их взаимосвязь и взаимообусловленность. постепенно беседа приобретает развертывающийся характер и сопровождается цепочкой ответов. Главное – движение к следующей постановке вопроса возможно только по завершении предыдущего, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.
Для активизации фантастических образов и представлений, отыскания оригинальных идей применяется эвристический метод эмпатии – личной аналогии. Так, студентам предлагается составить монологи от имени метода иллюстративной демонстрации – необходимо приписать чувства, эмоции человека данному методу (восторг, радость и пр.). При выполнении такого задании студенты «сливаются с наглядным методом обучения».
Прием «Эвристическое погружение» – при изучении темы «Урок как основная форма организации процесса обучения» студентам дается задание погрузиться в историческую эпоху, во время которой философы мыслители, педагоги решали проблему организации процесса обучения, разрабатывали требования к нему. В течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, побуждающая к поиску соответствующей информации по решению задач, требующих решения, оформлению ее в формат эвристического творчества.
Самостоятельная работа студентов, проводимая на основе эвристики, позволяет глубже проникать в суть изучаемого предмета, направляя творческую деятельность на самостоятельное раскрытие существа изучаемого вопроса. Прием «Эвристическая идея» имеет целью предоставить студентам возможность максимального творческого самовыражения с учетом их индивидуальных способностей. Студенты создают творческие проекты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания формируются в формате: «Режиссура урока» – конструирование урока, «Перестройка процесса воспитания» – идея, «Учитель – садовник» – образ и др. Оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных студентами мини проектов продуктов. Примером рефлксивно-пиктографического приема обучения может быть задание типа: Изобразить на рисунке Древо Педагогики и дать к нему свои пояснения».
В процессе формирования творческой самостоятельности применение приемов педагогической эвристики позволяют фиксировать эвристический аспект в содержании творческой деятельности через содержание изучаемой дисциплины, эвристическая активность творческой самостоятельности студентов стимулируется за счет занимательности, проблемности, новизны, образности в преподавании, вовлечение студентов в эвристическую деятельность проецируется и на ценностно-ориентациоонную деятельность и на самостоятельную творческую деятельность.
Формирование творческой самостоятельности у студентов вуза на основе приемов педагогической эвристики это не стихийный процесс, а целенаправленная, планомерная работа, которая предполагает качественное преобразование всех ее содержательных компонентов. На эффективность процесса формирования творческой самостоятельности оказывают влияние приемы педагогической эвристики, оформленные как творческие эвристические задания, направленные на творческий поиск, реализацию способностей и интересов студентов, накопление личного творческого опыта и деятельности, что способствует развитию творческой самостоятельности студентов.
Наше исследование подтверждает, что приемы педагогической эвристики являются эффективным средством формирования творческой самостоятельности студентов: проявляется активность студентов, способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, саморазвитии и саморефлексии студентов, повышаются профессионально-ценностные установки к будущей профессиональной деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности