Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Несмотря на легитимность понятия правоспособности пациента в национальной системе здравоохранения, методологический аппарат биоэтики позволяет расширить границы этого понимания. Так, неправоспособность можно определить, как недостаточность свободы, требующейся аутентичных решений, из-за неспособности принимать такие решения даже тогда, когда поставлена возможность. Традиционно под такое определение попадают разные группы относятся люди, сталкивающиеся с трудностями при обучении, люди с расстроенной психикой, пожилые люди со спутанным сознанием и люди, находящиеся в бессознательном состоянии. С позиций современной биоэтики различают критерии правоспособности давать согласие: способность понимать данную информацию, способность осознавать характер данной ситуации, способность оценивать относящиеся к делу факты, способность осуществлять выбор, способность использовать понятную информацию для принятия реалистичных решений, способность понять последствия согласия или несогласия. Кроме того, по критерию ограничений правоспособности давать согласие на медицинское вмешательство выделяют «категории субъектов». Среди последних различают следующие группы: лица, которые пока еще не в состоянии принимать самостоятельные решения; лица, которые уже не могут принимать самостоятельные решения; лица, которые временно не в состоянии принимать самостоятельные решения; лица, которые постоянно не в состоянии принимать самостоятельные решения.

В свою очередь, существуют и «категории обстоятельств», такие как: неблагоприятные экономические условия, неграмотность социально-культурные обстоятельства, подневольные категории лиц (например, заключенные).

Кроме того, правоспособность пациента может быть ограничена по ряду «категорий практики»: клиническое лечение и обследование, эпидемиологическое исследование (н-р, использование ранее собранных данных), общественное здоровье (н-р, вакцинация), чрезвычайные условия (н-р, реанимация).