Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1 1 1 1 1
1

Учебно-методический комплекс «Правовые основы внедрения НДТ» (далее – УМК) представляет собой совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля для дисциплины «Правовые основы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ)» (далее – дисциплины). УМК включает доктринальную информацию и нормативно-правовые документы, необходимые при изучении дисциплины.

УМК имеет целью формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для реализации нового вида профессиональной деятельности и приобретения новых компетенций, востребованных вследствие внедрения НДТ, модернизирующих опасные производства и, как следствие, снижающих негативное воздействие на окружающую среду, а также формирование мотивированного, природоохранного мировоззрения. Внедрение наилучших доступных технологий обусловлено нарастающими рисками, связанными с изменением климата на нашей планете и антропогенной деятельностью, чем вызвана необходимость снижения негативного воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности для сохранения экосистем и многообразия животного мира. За счёт внедрения НДТ достигается повышение эффективности охраны окружающей среды, повышение экологической безопасности, сохранение экосистем.

Правоотношения, возникающие между сторонами, участвующими в процессах внедрения НДТ, регулируются международным законодательством, а также правовыми нормами российского законодательства, вступающими в силу в ближайшем будущем или вступившими недавно – в период 2014 – 2016 годов. Знание новелл экологического законодательства в области внедрения НДТ необходимо как представителям хозяйствующих субъектов, так и служащим федеральных и региональных министерств и ведомств, регулирующих и контролирующих их деятельность.

Кроме знания и умения ориентироваться в природоохранном законодательстве, регулирующем внедрение НДТ, УМК ориентирован на приобретение умения применить нормы природоохранного законодательства в процессе возникающих правоотношений в названной области. Так, сотрудники природоохранного министерства и подведомственных ему служб, других министерств и ведомств, участвующих, так или иначе, в процессе внедрения НДТ, должны уметь составить ведомственный подзаконный документ, не противоречащий федеральному законодательству; заказчик комплексного экологического разрешения должен уметь правильно составить заявку на его получение; надзирающие за соблюдением природоохранного законодательства сотрудники соответствующих органов должны ориентироваться в законодательстве, содержащем виды ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, российским законодательством закреплена обязанность для специалистов и ответственных лиц, связанных с обеспечением экологических норм предприятием, на котором они работают, постоянно повышать свою квалификацию. УМК поможет также тем, кто занимается разработкой нормативных правовых актов и административных регламентов в сфере внедрения НДТ, поскольку позволяет охватить существующие нормативно-правовые акты и познакомиться с элементами международного опыта в этой области.

УМК охватывает следующие темы:

- базовые документы международного законодательства, регулирующие внедрение НДТ в опасную для экологии хозяйственную деятельность; обзор российского экологического законодательства, регламентирующего внедрение НДТ;

- система государственных органов исполнительной власти, участвующих в правоотношениях, возникающих в процессе внедрения НДТ; полномочия органов местного самоуправления в процессе внедрения НДТ;

- законодательство Российской Федерации, регламентирующее осуществление хозяйственной и иной деятельности на опасных для экологии объектах.

УМК ориентирован на формирование у слушателей как профессиональных, так и общекультурных компетенций. К общекультурным компетенциям относятся:

- ознакомление с международным экологическим законодательством, посвященным применению НДТ;

- изучение новелл экологического российского законодательства, посвященных внедрению НДТ в нашей стране;

- повышение мотивации слушателей в знании экологического законодательства.

К профессиональным компетенциям относится умение применять изученные в ходе работы с УМК нормы экологического законодательства в области внедрения НДТ для решения таких конкретных задач, как:

- определение отнесения конкретного предприятия к области внедрения НДТ;

- нахождение нормативных документов, регулирующих вопросы регистрации опасного хозяйственного объекта;

- нахождение правовых нормативных актов, необходимых для составления заявки на получение комплексного экологического разрешения;

- определение перечня данных, которые должны содержаться в комплексном экологическом разрешении;

- составление пакета документов, необходимых для подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения;

- обоснование отзыва комплексного экологического разрешения;

- подбор нормативных правовых документов для определения субъекта, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

- подбор нормативных правовых документов, регламентирующих ответственность хозяйствующего субъекта за совершение экологического правонарушения.

УМК может использоваться для поддержки обучения в различных формах, в том числе в формах чтения лекций, проведения семинаров, а также в виде практических, выездных, лабораторных занятий, круглых столов и в виде стажировки. УМК содержит также контрольно-обучающие программы, которые возможно использовать как для более глубокой самостоятельной проработки всего материала, так и для проведения рубежного контроля по отдельным темам и/или итоговой аттестации слушателей.

Контрольно-обучающая компонента УМК предназначена для получения новых и проверки имеющихся знаний в области правовых основ внедрения НДТ. Программа позволяет опробовать свои силы в решении теоретических и практических вопросов. В основных режимах работы – обучающем и контрольном – обучающийся может как отработать новые темы с использованием многочисленных комментариев, так и проверить результаты их усвоения. Распечатка протокола игры позволяет в дальнейшем самостоятельно проводить работу над темами, вызвавшими затруднения в контрольном режиме.

Уникальной особенностью настоящей игры является наличие нескольких режимов ее использования. Так, в обучающем режиме пользователю предоставляется возможность узнать правильный ответ на любой из вопросов обучающей игры (еще до начала проверки знаний), а также попробовать и проверить правильность разных вариантов ответов на вопросы. В контрольном режиме при выполнении каждого из заданий пользователю необходимо ответить на определенное количество вопросов.

Число вопросов, задаваемых пользователю в любом из режимов, значительно меньше числа вопросов, имеющихся в базе обучающей игры. Таким образом, для желающих собственно поиграть с обучающей программой сохраняется определенная интрига и при повторных сеансах работы с программой. Благодаря этому при неоднократном использовании обучающей игры вопросы повторяются лишь с небольшой вероятностью, обеспечивая возможность проведения неоднократной проверки знаний. Это также полезно при одновременной проверке знаний нескольких пользователей на расположенных рядом компьютерах.

Подведение результатов проверки знаний основано на анализе ответов, данных пользователем на каждый из предложенных ему вопросов, вычислении количества баллов, соответствующих этим ответам и обобщении этих данных. Количество баллов, получаемое пользователем при выборе (вводе) им некоторого ответа на вопрос, связано со сложностью самого вопроса, а также со степенью правильности и полноты ответа или грубостью ошибки, допущенной пользователем при ответе на вопрос. Итоговое количество баллов, вычисляемое при подведении итогов, вместе с перечнем всех заданных вопросов и выбранных (введенных) ответов, предоставляется пользователю, что позволяет ему объективно оценить уровень своих знаний.

Другой контрольно-обучающей программой является компонента поддержки электронного лабораторного практикума по теме «Выбор технологий, относящихся к области применения НДТ и применяемых на двух и более объектах в Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Электронный практикум обеспечивает изучение действий, последовательно выполняемых в процессе выбора технологий. Пользователю предлагается ответить на вопросы, касающиеся порядка действий при выборе технологии, информации, рассматриваемой на различных этапах, и других аспектов выбора технологий.

Компонента поддержки электронного практикума обеспечивает вывод вопросов практикума и сбор информации об ответах пользователя. Возможен одновременный вывод нескольких вопросов, если по ходу процесса выбора технологии соответствующие вопросы могут рассматриваться и решаться одновременно. В ходе работы пользователя с практикумом формируется протокол работы, отражающий заданные вопросы и полученные ответы.

УМК реализован в рамках совместного российско-германского проекта по внедрению в РФ наилучших доступных технологий (НДТ) “Климатически нейтральная хозяйственная деятельность. Внедрение НДТ в РФ”, осуществляемого в рамках соглашения между Федеральным министерством экологии, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов ФРГ (BMUB) и Минприроды России. Ответственный оператор за реализацию проекта Немецкое общество по международному сотрудничеству (ГИЦ) ГмбХ.

УМК апробирован в рамках трех учебных курсов повышения квалификации «Наилучшие доступные технологии и комплексные экологические разрешения» на учебной базе Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. В состав первых учебных групп входили сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере природопользования из 15 регионов Российской Федерации, а также специалисты по охране окружающей среды производственных предприятий цементной, горнодобывающей, стекольной и нефтехимической отрасли.