В Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского проходят обучение более 700 иностранных студентов из 53 стран мира. С целью оптимизации учебного процесса часть студенческих групп (227 студентов) формируются с учетом возможности частичного преподавания на английском языке. Но в силу разного уровня языковой подготовки не только преподавателей, но и самих студентов использование английского языка в качестве языка-посредника может быть даже контрпродуктивно, поэтому необходимо создание дополнительных условий при организации аудиторной и внеаудиторной работы иностранных студентов [1, 4].
Изучение дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» для иностранных студентов при правильно выстроенных междисциплинарных связях не должно представлять больших проблем даже при слабом знании русского языка. Для этого, уже начиная с кафедры латинского языка и, особенно, кафедры анатомии человека недопустима замена латинских терминов их английскими аналогами. К английскому языку необходимо прибегать только для облегчения понимания терминов и понятий, а при ответе на вопрос должна использоваться только латинская и греческая терминология. Хорошим подспорьем в обучении является выпуск англо-латинско-русского словаря, составленного сотрудниками кафедр латинского языка, анатомии человека, оперативной хирургии и топографической анатомии с учетом запросов клинических кафедр. При раннем содружественном междисциплинарном подходе на таких кафедрах как «Анатомия человека» и «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» для иностранных студентов основным языком вполне может стать не английский или русский, а именно латинский. Для облегчения понимания и усвоения учебного материала желательно преподносить информацию с максимальным иллюстративным сопровождением. Учитывая проведенное в университете оснащение кафедр компьютерной техникой – на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии имеется компьютерный класс, 2 мультимедийных установки, 4 ноутбука – возможно использование иллюстративного материала не только на лекциях, но и на практических занятиях. Кроме большого объема теоретического материала, необходим разбор и освоение практических навыков, для отработки которых по многим разделам дисциплины при работе на биологическом материале, муляжах, эндоскопических тренажерах, операционном микроскопе используется принцип «делай как я» сводя к минимуму вербальное общение [2, 3]. Для повышения заинтересованности студентов в обучении и раскрытия их потенциала уже на первом занятии цикла студентам предлагаются различные варианты научно-исследовательской деятельности, что благотворно сказывается на учебном процессе в целом, повышая общую успеваемость и публикационную активность студентов [5].
Таким образом, правильно организованный уже с первого курса междисциплинарный подход в учебном процессе для иностранных студентов позволяет не только облегчить изучение отдельной дисциплины, но и глубже понять многие сложные междисциплинарные вопросы «анатомии – топографической анатомии – оперативной хирургии».