Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В 2015 году для развития морской медицины произошло знаковое событие – Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Морскую доктрину Российской Федерации (далее – Доктрина). Комментируя средствам массовой информации значение документа, Владимир Владимирович подчеркнул: «Впервые в Доктрину включены положения чисто социального характера. Имею в виду морскую медицину, охрану здоровья моряков, специалистов морской отрасли. Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота, по развитию военно-морской составляющей государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей этих документов и будет проводить в жизнь то, что люди ждут в своей службе, при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере».

В соответствии с Доктриной инструментом реализации долгосрочных задач национальной морской политики Российской Федерации является укрепление морского потенциала, основу которого составляют:

– российский флот (морской транспорт, Военно-Морской Флот, рыбопромысловый, научно-исследовательский и специализированные флоты, глубоководные силы и средства Министерства обороны, береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, обеспечивающие виды флотов);

– объекты и средства разведки и добычи топливно-энергетических и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых;

– организации национального кораблестроения и судостроения;

– инфраструктура, обеспечивающая функционирование и развитие структурных элементов морского потенциала страны.

Составной частью данной инфраструктуры является система морского медицинского обеспечения (морской медицинский потенциал), который объединяет: органы управления здравоохранением; медицинские организации; медицинские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования; НИИ медико-биологического профиля; медицинские подразделения объектов морской деятельности (кораблей, судов, объектов нефтегазодобычи на шельфе, судостроительных и судоремонтных предприятий и др.).

Основой, связующей нитью всех составляющих морского потенциала и его движущей силой является человеческий фактор – моряк, специалист различных отраслей морской деятельности.

Для сохранения и укрепления здоровья субъектов морской деятельности, выполняющих профессиональные задачи на объектах морской деятельности, а также населения, проживающего на приморских территориях предназначена отрасль здравоохранения – морская медицина. С позиций национальной морской политики государства морская медицина является её элементом, важнейшим принципом которого является сохранение и защита трудовых ресурсов российского флота, развитие систем мониторинга состояния здоровья трудящихся на объектах морской деятельности страны и населения приморских регионов Российской Федерации.

Учитывая то обстоятельство, что морской климат оказывает влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни миллионов людей, проживающих на территории 22 приморских субъектов Российской Федерации, важнейшей сферой ответственности морской медицины является научное обоснование и практическая реализация задач по продлению жизни, сохранению и укреплению здоровья населения приморских регионов.

Система медико-санитарного обеспечения трудящихся морских отраслей (морской медицинский потенциал) и населения, проживающего на территории приморских регионов, функционально должна объединять медицинские структуры федеральных министерств и ведомств, 22 приморских субъектов Российской Федерации, крупных открытых акционерных обществ, являющихся членами Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее – Морская коллегия), учреждений здравоохранения и организаций Министерства здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства, дислоцированных на территории приморских регионов России при руководящей роли Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Требуется межведомственный, междисциплинарный и, очень часто, межтерриториальный подход, а также административное сопровождение инновационного проекта под условным названием «Морское здравоохранение», выполненный в рамках утверждённых Минздравом России Стратегии развития медицинской науки и программы направленного инновационного развития медицины.

В 2015-2016 гг. такой подход был реализован путём создания секции «Морская медицина» в структуре научно-экспертного совета Морской коллегии с целью разработки проекта Концепции развития морской медицины в России до 2030 года (далее – Концепция). В состав секции вошли 43 эксперта, представляющие Министерство здравоохранения, Федеральное медико-биологическое агентство, министерства и ведомства – членов Морской коллегии, а также 22 приморских субъекта Российской Федерации. Такой подход позволил существенно сократить длительность инновационной цепочки в несколько раз, и в декабре 2017 г. проект Концепции будет представлен на рассмотрение в Морскую коллегию.

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) № 186 от 2006 г. «О труде в морском судоходстве» (MLC). Однако после ратификации международной конвенции и подписания документов в практическом плане сделано крайне мало для отечественного морского здравоохранения. Главные из нереализованных в России положений конвенции – организация медицинских консультаций на море и создание центров морской медицины.

Для реализации указанного положения необходимо создание национального и региональных морских медицинских консультационных центров. Данные консультационные центры должны стать структурными элементами национального и региональных центров морской медицины.

Приоритетным направлением развития национального и регионального морского здравоохранения является организация оказания медицинской помощи плавсоставу в море.

Коллективу руководителей, ученых и практиков морской медицины предстоит в 2017 году завершить разработку проекта Концепции развития морской медицины Российской Федерации до 2030 года.

В практическом плане основные усилия по развитию морской медицины в 2017 году направлены на создание морских советов при правительствах 22-х приморских субъектов Российской Федерации, а также на формирование в структуре этих морских советов секций по морской медицине.

Развивая положения морской медицины, заложенные в Морской доктрине до 2030 года, в следующих за ней основополагающих документах – федеральном законе о государственном управлении морской деятельностью, основах национальной морской политики Российской Федерации, Концепции морской медицины Российской Федерации до 2030 года, – мы должны разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации и Президенту Российской Федерации предложения медико-социального характера, обеспечивающие заботу государства о человеке морского труда, о людях, проживающих на территории приморских субъектов России.

Реализация данных приоритетных направлений развития национальной и региональной системы морского здравоохранения позволит обеспечить дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи, существенно повысит удовлетворённость населения её оказанием и в целом улучшит демографические показатели в Российской Федерации.