В современном мире произошла глобальная переоценка жизненных, материальных и социальных ценностей [1]. Глобальное расслоение общества, широкая доступность современных информационных технологий с одной стороны облегчает процесс поиска необходимой для человека информации, с другой стороны создает возможность для сравнения своего уровня жизни с уровнем жизни людей в других странах [2, 4]. В связи с этим на первое место в развитии социальной дезадаптации детей и подростков выходит несоответствие уровня жизни и переосмысление значимости своего социального и материального положения [3].
В связи с вышеизложенным была изучена самооценка материально-бытовых проблем у девочек, в зависимости от наличия у них признаков школьной дезадаптации. Было обследовано 1028 девочек в возрасте 12-14 лет, обучавшихся в средних общеобразовательных школах г. Твери, из них в основную группу обследования вошли 360 девочек, имеющие признаки школьной дезадаптации, в контрольную группу обследования были объединены 360 девочек без признаков школьной дезадаптации; группу сравнения составили 42 социально дезадаптированные девочки.
По нашим данным большинство обследованных девочек основной группы отмечали неудовлетворенность имущественным положением своей семьи. В контрольной группе такие девочки встречались в 2,9 раза, а в популяционной в 1,3 раза реже. В то же время такой значительный показатель социального неблагополучия – отсутствие собственного жилья у семьи – не имеет большого значения для девочек с школьной дезадаптацией – во всех обследуемых группах он был отмечен третью респондентов и не имел достоверных различий. Обращает на себя внимание тот факт, что в девочки со школьной дезадаптацией в 2 раза чаще жаловались на неудовлетворенность количеством и качеством личных вещей, по сравнению с контрольной группой; в популяционной выборке таких детей было 1,3 раза (p < 0,001). Неудовлетворенность количеством и качеством своей одежды отмечали почти все девочки с проявлениями школьной дезадаптации, в то время как в контрольной группе таких детей было в 1,8 раза, а в популяционной выборке в 1,3 раза меньше (p < 0,001). Более трети девочек с проявлениями школьной дезадаптации отмечали недостаток одежды и личных вещей, что было в 1,5 раза чаще, чем среди девочек контрольной группы. В рассматриваемой возрастной группе игрушки перестают играть основную роль в формировании социализации ребенка, в то же время количество и качество игрушек начинает иметь большое значение для подтверждения микросоциального статуса ребенка. Данное утверждение подтверждается полученными нами данными. Так отсутствие игрушек отмечало менее 10 % обследованных девочек в каждой группе. В то же время на недостаток игрушек указали более половины девочек основной группы, что в 3,9 раза больше, чем в контрольной группе и в 1,5 раза больше чем в популяционной выборке (p < 0,001). Следует отметить, что, несмотря на ряд публикаций о превалирующей роли удаленного общения и интерактивных игр в формировании социализации подростка мы не получили данных подтверждающих это утверждение. На отсутствие доступа в Интернет жаловались 5-7 % обследованных во всех группах. В то же время недостаток доступа в Интернет отметила каждая пятая девочка с нарушением школьной адаптации, что в 4 раза больше, чем в контрольной группе и в 1,4 раза больше, чем в популяционной выборке. Данные различия могут быть объяснены статусностью скоростного доступа в Интернет для современных школьников.
Таким образом, у девочек, имеющих признаки школьной дезадаптации, были выявлены значительные изменения самооценки материально-бытовых проблем. Выявленные закономерности могут быть использованы при построении индивидуализированной схемы корригирующих мероприятий для данной группы детей.