Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Shigurova T.A. 1
1 National Research Mordovian State University N.P. Ogarev

Учебная дисциплина «История культуры и искусства Мордовии» нацеливает студентов на изучение материальной, духовной и художественной культуры Мордовии; определение места истории культуры мордовского края в российской и общемировой цивилизации; формирование знаний об отражении культуры русских, эрзян и мокшан в мифологии, семантике языка, устно-поэтическом творчестве, произведениях музыкального, прикладного искусства, о роли археологических, архивных материалов, социологических данных в исследовании искусства Мордовии. Изучение истории культуры и искусства является важным компонентом современного гуманитарного образования. Входя в многоликое мировое пространство, каждая уважающая себя цивилизация должна объективно и всесторонне познать истоки собственной культуры, этапы ее становления и развития, рассмотреть характерные особенности взаимодействия с окружающими народами.

В учебном пособии представлены материалы по истории культуры и искусства Мордовии, составленные в соответствии с вузовской программой дисциплины по направлению подготовки51.04.01 «Культурология», профиль «Сохранение культурного наследия». Дисциплина предусматривает разные формы практических занятий, самостоятельное освоение учебного материала, выполнение домашних заданий (конспекты, рефераты), требующих применения полученных знаний в рамках собственных исследовательских проектов. Основная цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы углубить и расширить знания студентов в области культуры и искусства Мордовии, и прежде всего в вопросах, касающихся осмысления истоков развития художественной культуры, системы искусств в ее историческом развитии, функционирования духовной и материальной составляющих отечественной культуры.

Формирование любого этноса складывается из трех важнейших взаимодействующих компонентов – языка, культуры и биологического происхождения. Только в сочетании этих дополняющих друг друга факторов возможен поиск истины в вопросах этно- и культургенеза; объективации реальных процессов, действительно имевших место, а не желаемых нами по каким-либо идеологическим, политическим, наконец – личным причинам. Современный уровень развития биотехнологических методик способен продуцировать новые знания о процессах развития и расселения человечества, которые могут поставить под сомнение многие ненаучные факты и мифы. Отсутствие письменной традиции, а следовательно, и приоритета текстовой информации усиливало значимость и ценность устного общения с массой разнообразных оттенков интонации и мелодики речи, непосредственно отражающих интеллектуально-эмотивную сторону жизни человека, его радость, печаль по поводу тех или иных событий. Поэтому в традиционных дописьменных обществах восприятие окружающей действительности обязательно включало в себя звуковые сигналы, без них знания о мире были недостаточны. Это способствовало формированию культуры, ориентируемой на выполнение звучащей команды и преобладание коллективных форм поведения. Только с развитием письменности совершилось преобразование сознания в сторону индивидуальной субъективности.

Значение сохранившихся элементов народного искусства мордвы в качестве источника изучения этнокультуры трудно переоценить. Культура мордвы (мокши и эрзи) – это культура художественного образа. Воспринимаемый и осмысливаемый человеком окружающий реальный мир был раскрыт и зафиксирован в образах мифологических существ, героев устного народного творчества, художественных элементах танцевального, музыкального, декоративно-прикладного искусства. Уникальным произведением декоративно-прикладного искусства, сочетающим утилитарность с художественностью исполнения, следует признать традиционный мордовский костюм. Будучи результатом коллективной творческой деятельности предшествующих поколений этноса, он воплощает в себе культурную память о далеких предках, своеобразие сформированной традиции, общественных форм поведения, ритуализации пространства.

Цельность художественного образа традиционного женской одежды, особенности декора, казалось бы, незначительные детали ее, порой невидимые для окружающих, отражают всю сложность истории преобразования костюма с динамикой смены технологических процессов, бытованием необходимых ремесел, многообразием локальных вариантов. Кроме того, в художественной абстрактной форме декоративно-прикладного искусства отражена попытка познания человеком окружающего мира, его понимание реальной жизни, в которой взаимосвязаны общественная практика и искусство, потребности собственной этнокультуры и творческий потенциал окружающих народов.

В структурном плане учебное пособие делится на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть содержит дополнительные материалы по актуальным проблемам возникновения и развития мордовского декоративно-прикладного искусства, творческой деятельности первого мордовского ученого, педагога и просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева. Отмечаются особенности обычая ряжения в обрядности мордовского народа, функционирования в культуре традиционного головного убора мордвы. Практическая часть пособия включает в себя темы рефератов, вопросы к зачету по дисциплине «История культуры и искусства Мордовии», список рекомендуемой литературы.