На современном этапе развития гуманитарных наук особую актуальность приобретает исследование проблем этнокультуры. Динамика культурных процессов, интенсивное межэтническое взаимодействие требуют всестороннего объективного анализа того общего и неизменного, что формирует российскую и мировую культуру. Визуальный образ национального мордовского костюма – это наиболее привлекательный объект внимания на рубеже ХХ – ХХI вв. со стороны творческой интеллигенции, государственных организаций РМ: он часто изображается на полотнах художников, к нему регулярно обращаются многие художники-модельеры Мордовии, рассматривающие народный опыт создания одежды и украшений в качестве ценного источника индивидуального творчества. Вместе с тем иногда возникает проблема неверного толкования понятий этнической картины мира, комплекса жизненных смыслов, значения ценностей символической системы, ошибочной репрезентации явлений или артефактов, что может быть оскорбительным для этноса или его конкретного представителя.
Монография посвящена исследованию проблемы семантики этнической картины мира в традиционном женском костюме мордвы. Показаны приемы создания сложной знаковой системы народной одежды эрзян и мокшан, отражающие целостное представление мордовского народа о мире и его ценностной парадигме в материале, крое, силуэте, колористике, орнаментике, декоре, звуковой палитре. Мордовский костюм изображен как важнейший компонент памяти этнокультуры, синтезирующий достижения разных эпох и гармонично сочетающий древние формы с новым содержанием. Напряженная и продуктивная жизнь пограничной культуры предопределила ее мощный творческий потенциал, проявившийся в том числе в рождении новых смыслов, своеобразии интерпретации реального мира.Обращение к традиционному костюму мордвы, ценнейшему наследию ХIХ – ХХ вв., дает основание говорить о древности и универсальности приемов создания сложной знаковой системы, конденсирующей время, передающей древние формы в гармонии с новым содержанием, синтезирующей достижения разных эпох. Мордовский костюм формировался под влиянием мифологических представлений его носителя о структуре мироздания и творении мира. Он былвоплощением основной идеи этнокультуры о непрерывной созидательной деятельности человека.
Исследование показывает, что одежда, будучи важнейшим источником информации, овеществленной в визуально-пластической, звуковой, осязаемой формах, являет собой прочный связующий каркас этнокультуры, в котором неразрывно слиты личное, общественное и всеобщее. Смысловой потенциал традиционного мордовского костюма эксплицировал синтез социально значимой информации (знаний, ценностей и регулятивов) об этнокультуре, общественных группах (их функционировании и внутреннем взаимодействии) и личности (разноплановая характеристика носителя костюма).
Результаты проведенного исследования позволяют наметить перспективы дальнейшего изучения традиционного мордовского костюма в этно-культурологическом аспекте. Монография представляет собой определенную ступень в изучении семантики этнической картины мира в традиционном костюме мордвы, открывающую возможность ее дальнейшего описания в кругу смежных этнокультурных явлений, что актуально не только для теории этнической ментальности, этнокультурологии, но и для практики преподавания в высшей школе таких дисциплин, как «Философия», «История культуры», «Народное искусство» и т.п. Книга предназначена для научных работников, преподавателей высшей школы, аспирантов, магистрантов и студентов.