Традиционный мордовский костюм – важная составная часть богатого культурного наследия мокши и эрзи. В нем, как в зеркале, отражается мир социального опыта человечества, накопленные обществом материальные и духовные ценности. Народный костюм – не только уникальный историко-этнографический источник, но и художественное явление, интересное произведение декоративно-прикладного искусства.Традиционный костюм мордвы является важнейшим устойчивым компонентом бытовой культуры этноса, показателем его творческих достижений, символом этнической самобытности.
Работа представляет собой обобщающее специальное историко-культурологическое исследование проблем, связанных с осмыслением знаковой природы и типов функционирования традиционной женского костюма мордвы. Предпринята попытка создания целостной картины,использования народной одежды в свадебных обычаях и обрядах. Мордовский свадебный костюм представлен по функционально-обрядовому принципу, разделяясь в соответствии с отдельными этапами свадебного цикла на одежду в обычае кладки и элементы одежды в приданом невесты. Отдельно показана одежда невесты, которую она носила до свадебного дня, венчальная, и та, которую надевали после венчания. Рассматривается костюм жениха и других участников свадьбы. Такой подход подчеркивает смысл традиционного костюма мордовского народа в одном из важнейших событий крестьянской жизни середины ХIХ – начала ХХ в. – свадьбе.
Обращено внимание на то, что участники свадебного обряда выделялись специальной праздничной одеждой либо ритуальным усложнением (украшением) отдельных элементов традиционной одежды. Особую роль при этом играли полотенца, ленты, платки, кисточки. В приданое невесты входили такие элементы, как собственноручно изготовленная из холста одежда, предназначенная для нее самой, для жениха, для дарения его родственникам, а также постельные принадлежности. Различия в составе приданого эрзянской и мокшанской невесты объяснялись субэтническими и локальными особенностями традиционного костюма мордвы-эрзи и мордвы-мокши. Богатая невеста с хорошим приданым пользовалась большим уважением в семье, поэтому девушки уделяли его изготовлению много времени, а бедной невесте помогали всей деревней. Особая значимость приданого подчеркивалась существовавшими обычаями коллективной помощи, демонстрации короба, укладывания приданого, тщательным соблюдением традиции и народных примет.
В работе отмечается также, что в обычаях кладки и изготовления приданого на первый план выдвигается экономическая функция одежды (плата за невесту): чем выше оценивалась невеста, тем дороже был выкуп. Если одежда передавалась девушкой парню до свадьбы,это расценивалась как доказательство искренности ее чувств к нему. Выполняла одежда и магические функции: она служила символом соединения двух ранее чужих семей, обеспечивала хорошие отношений между будущими родственниками. В обряде одаривания невесты свекровью украшения являлись знаком перехода девушки в другую социальную категорию, воплощали в себе исполнение пожеланий свекрови быть умной, трудолюбивой, послушной, а мотки нити символизировали долгое, счастливое замужество. В костюме просватанной мордовской девушки актуализировались обереговые функции, направленные на предохранение ее от дурного глаза, порчи, от «нечистой» силы. Покрывание головы невесты выполняло функции оберега, а также считалось знаком невинной, девичьей стыдливости.
На разных этапах свадебного обряда особые знаковые функции выполняли разные элементы одежды невесты. Магические функции приписывались рубашке. Она была наиболее приближена к телу, поэтому являлась проводником магической силы, скрытой в нагом теле. Считалось, что она имеет лечебную силу. Накосник был символом девичества. Перевести девушку в социальную группу женщин можно было путем перемены прически и изъятия накосника, который затем передавался (иногда вместе с клоком волос) младшей сестре.
Участники сватовства, надевая свою лучшую одежду, также производили магические действия: обвязывали себя нитками, клали монеты под пятку, втыкали иголки в верхнюю одежду. Обязательны для них были шерстяные или меховые перчатки. Сваха надевала традиционный обрядовый костюм данной местности, специальное украшение «сваханьпуло», «цекыня» (из мочала, соломы или лыка); в руках несла восковую свечу, сосновый кустик, полотенце. В костюме стряпух можно было наблюдать звенящие украшения. Только во время свадеб-самокруток родственники не меняли одежду, какой бы она ни была – старой или ветхой, чтобы не внести нежелательные изменения.
Ряжение на свадьбе выполняло магические функции, заключающиеся в том, чтобы напугать нечистую силу, установить связь между миром богов и миром людей. Особо важную роль в мордовском свадебном обряде играли полотенце, холст, платки, ленты, кисточки из шерстяных нитей. В целом же использование одежды в свадебном обряде носило полифункциональный характер. Наиболее ярко выражена в ней охранительная, магическая функция. Отдельные элементы одежды выполняли экономическую, социальную, эстетическую роль. Очевиден и символический смысл ритуального костюма.
В монографическом исследовании представлены новые архивные материалы, а также полевые наблюдения, сделанные автором во время экспедиций в различные регионы проживания мордвы. Книга восполняет некоторые пробелы в знаниях по вопросам материальной и духовной культуры мордовского народа, представляя фактический материал для последующих исследований в области этнической ментальности.