Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1

Уход за больным представляет собой самостоятельную дисциплину и в широком смысле охватывает многие аспекты помощи больным. Современное понятие ухода включает совокупность мероприятий, обеспечивающих всестороннее обслуживание больного, ориентировано на выполнение врачебных назначений, создание оптимальных условий и обстановки, способствующих благоприятному течению болезни, быстрейшему выздоровлению больного, облегчению его страданий и предотвращению осложнений. В связи с этим основная цель подготовки врачей по дисциплине «Общий уход за больными» – это формирование у них мышления, позволяющего на основе научного подхода решать проблемы качественного осуществления ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания в различных медицинских организациях.

Флоренс Найтингейл высказала главный принцип ухода: «Болезнь – дело серьезное, и легкомысленное отношение к нему непростительно... Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности». Необходимым условием профессионального становления врачей является знание теоретических основ и владение навыками ухода за больными. При изучении дисциплины «Общий уход за больными» студенты должны опираться на знания о санитарно-эпидемиологическом режиме в медицинских организациях, личной гигиене больных, организации рационального питания больных в стационаре. Обучение в высшей школе имеет свои особенности в подготовке специалистов. Основной объем времени отводится на самостоятельную подготовку студентов.

«Уход за больными. Рабочая тетрадь» – учебно-методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по учебной дисциплине «Общий уход за больными». В пособии рассматриваются алгоритмы сестринского ухода при основных проблемах пациентов терапевтического профиля.

Учебно-методическое пособие состоит из семи глав в соответствии с темами практических занятий по дисциплине «Общий уход за больными» раздела «Уход за больными терапевтического профиля»:

1. Типы медицинских организаций. Этика и деонтология в повседневной практической деятельности работника здравоохранения. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника.

Содержание: медицинские организации и их устройство (Сан Пин 2.1.3. 2630-10). Лечебно- охранительный режим. Этика и деонтология в повседневной практической деятельности работника здравоохранения. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника. Понятие медицинской тайны. Федеральный закон РФ от 21.11. 2011 г. № 323-ФЗ.

2. Уход за больными в приемном отделении медицинских организаций.

Содержание: устройство и функции приемного отделения медицинских организаций. Оснащение, режим работы, функция, медицинская документация приемного покоя. Порядок приема пациента. Санитарная обработка больного. Обработка больного при выявлении педикулеза (Приказ МЗ РФ от 26.10.98 г. № 342 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом). Транспортировка больных, эргономика. Антропометрия, определение индекса массы тела.

3. Санитарно-противоэпидемический режим медицинских организаций.

Содержание: внутрибольничная инфекция: понятие, звенья эпидемиологической цепи, источники внутрибольничной инфекции, пути передачи, восприимчивый организм, госпитальные штаммы. (МЗ СССР приказ от 31 июля 1978 г. N 720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией). Обработка рук: виды, порядок, средства. Надевание стерильного халата и перчаток. Аварийные ситуации, аварийная аптечка, действия медицинского работника при аварийных ситуациях, журнал учета аварийных ситуаций (СанПин 2.1.3. 2630-10, СанПин 3.1.5 2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»).

4. Дезинфекция и стерилизация.

Содержание: Дезинфекция: понятие, методы, средства, режимы (ОСТ 42-21-2-85). Предстерилизационная обработка инструментария (ПСО), установки ПСО, контроль качества ПСО. Стерилизация: виды, методы, укладки для стерилизации, контроль качества стерилизации. Накрытие стерильного стола, лотка.

5. Санитарно-противоэпидемический режим подразделений медицинских организаций.

Содержание: особенности санитарно-противоэпидемический режима в различных подразделениях медицинских организаций: хирургическое, терапевтическое, реанимационное, гинекологическое отделение, пищеблок. Порядок проведения текущей и генеральной уборки: средства, документация, условия хранения и пользования инвентарем. Бактерицидные лампы: виды, порядок учета работы. Медицинские отходы, порядок сбора и утилизации (СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»).

6. Личная гигиена больного, профилактика пролежней.

Содержание: Личная гигиена больного. Положение в постели. Пролежни, причины образования, протокол ведения больных (МЗ РФ Приказ от 17.04.02г. № 123 об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни.»)

7. Питание больных. Характеристика диет. Искусственное питание.

Содержание: лечебное питание. Основные принципы лечебного питания. Характеристика диет. Организации питания больных, находящихся в стационаре. Приказ МЗ РФ от 05.08.03г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ»: транспортировка пищи, устройство буфета, заполнение порционного назначения, раздача пищи, обработка посуды, утилизация пищевых отходов, снятие пробы. Искусственное питание.

Каждая глава содержит перечень контрольных вопросов для самоподготовки и самоконтроля, тестовые задания, ситуационные задачи по организации ухода за пациентами терапевтического профиля, оказанию доврачебной помощи в соответствии с ФГОС ВО по специальностям 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия. Эталоны ответов на тестовые задания указаны в конце учебно-методического пособия.

В приложениях к учебно-методическому пособию приведены основные формы отчетно-учетной документации, используемой при работе приемного и терапевтического отделений стационара.

Пользуясь данным учебным пособием, студент сможет качественно подготовиться к практическим занятиям, а изучение теоретических вопросов, выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач – подготовиться к предстоящему зачетному занятию. Учебно-методическое пособие выполнено с учетом современных требований методики преподавания в высшей школе и позволяет повысить эффективность самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.