Книга является пятой в серии книг «Природа естественной гениальности» и восьмой в серии книг естествоиспытателя и педагога, посвятившего последние 10-15 лет поискам путей интегрирования достижений науки и культурного опыта человечества.
Результатом этого исследования стал проект интегральной педагогики: «Эндохимия саморазвития и творчества. Школа интегральных знаний», призванный восполнить дефицит гуманитарных знаний в системе современного естественнонаучного образования. Восемь изданных и еще пять неизданных книг предлагаются в качестве методического обеспечения проекта.
В названных книгах последовательно рассматриваются отдельные грани многомерного потенциала человека на основе достижений науки и культурного опыта человечества. В результате было показано, что человек вышел из животного царства, когда в спектре его сознания появилось воображение как основа мифотворчества и любых видов творчества. Первого человека на земле мы встречаем по захоронениям, ритуальным сооружениям. Эта деятельность человека была следствием первого мифа, который он сочинил о том, что мы живем после смерти. Вторым мифом стал миф о божественном происхождении человека, и сформировались культы и ритуалы. Постепенно шло расслоение общества, в процессе которого богами становились цари и фараоны, а поклонение им перешло в руки приближенных посредников. Так сформировалась современная технологическая цивилизация, в которой человек – творец превратился в «раба божьего». К тому же, божественное воображение сотворило с человеком злую шутку, и он стал совершать все великое и ужасное из-за двойственности своей животной и божественной – творческой природы. Теперь, когда человек реально поставлен на возможность полного уничтожения из-за своего могучего интеллекта и полной безнравственности, пришло время «X». Когда необходимо скурпулезно на каждом этапе системы обучения и воспитания объяснять человеку, кто он и какую ответственность он несет за все.
В меру своих скромных возможностей и большой ответственности человека, посвятившего науке и педагогике всю жизнь, сделан шаг. Путем труда и молитвы «ora at labora» – создан проект нового подхода к естественнонаучному образованию и методическое обеспечение к нему.
В представленной книге «Эндохимия творчества» творческие способности рассматриваются как эволюционная составляющая спектра сознания каждого человека. Показано, в терминах естествоиспытателя и педагога, что творческий – божественный инстинкт обладает такой же необоримой энергией, как и животный инстинкт человека. Предлагается включить этот подход в существующую систему обучения и воспитания, чтобы путем кропотливой работы обратить энергию человека на созидание, а не на войны и неудержимую жажду обогащения. В книге приводится масса примеров для подражания в процессе воспитательной работы.