Китайская хронопунктура является наиболее перспективным направлением единой китайской медицины, представленной, как известно, методами чжэнь-цзю и цигун. Метод чжэнь-цзю терапии всегда учитывал наличие определенной синхронизации между временными циклами (сезоны года, месяцы, дни) и болезнями человека, что рассматривалось в виде взаимодействия небесного дыхания-ци с дыханием-ци человека в пределах как 4 сезонов года, так и месячных (полумесячных) отрезков, 10-(5-)дневных циклов.
Нами (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С. 2011). в работе «Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии. Часть 2. Практические аспекты» дана расшифровка китайской схемы взаимодействия макро- и микрокосмоса, которая представлена в шестидесятилетнем цикле гань-чжи. Древние медики не только описали «движение небесного (и земного) дыхания-ци» дня («движение субстанции ян») и ночи («движение субстанции инь»), которые протекают в виде 12 циклических кругов длительностью по 2 часа (ши), но и увязали это с «движением дыхания-ци человека», состоящим из «50 круговых циклов прохождения» ци в организме, которые «занимают 100 промежутков суток (кэ)», которые отсчитываются на водяных часах (1 кэ = 15 мин). Важно, что приведенные материалы, в которых дается описание «движения дыхания-ци» человека в виде «50 круговых циклов прохождения ци» в организме длительностью 100 кэ (15 мин?100=1500 мин = 25 часов) дают возможность утверждать следующее: такое современное понятие, как циркадианные ритмы (которое преподносится как открытие XX века), было известно древним медикам. Это в конечном итоге дает реальный практический выход в виде определения времени воздействия на точки акупунктуры.
В книге проанализированы методы хронопунктуры и китайский 60-летний циклический календарь с учётом данных современной биоритмологии. Хронопунктура рассматривается с позиции астрономии, китайской космогенной философии (инь-ян, у-син), климатических циклов (юань-ци) и основных принципов «азимутальной» медицины. В работе детально излагаются 12 основных (с подробным описанием шести соединений инь-ян и двенадцати сухожильных меридианов), 15 вторичных (коллатеральных) и 8 чудесных каналов (меридианов) и воздействие на их уровне. Привлечение известных в современной физиологии нейрогуморальных механизмов гомеостаза дало возможность критически переосмыслить понятие дыхание-ци и показать, что китайское учение цзан-фу представляет собой древнюю психосоматическую медицину. С позиций психосоматической медицины рассматривается учение цзан-фу и анализируются воздействия на уровне основных органов, а также приводятся представления Востока и Запада об энергетическом (психосоматическом) лечении. В книге подробно описаны общеизвестные методы «открытых точек» (нацзыфа, наганьфа, фэйтэньбафа, лингуйбафа) китайской хронопунктуры. Там же даны основные показания применению точек у-син и точек ключей чудесных меридианов (ЧМ), а также алгоритм определения циклического знака (бинома) года, месяца, дня и бинома СЧ («Сутки-часы»). Наибольший интерес для врачей рефлексотерапевтов представляют методы использования точек у-син (наганьфа) и точек ключей ЧМ (фэйтэньбафа) в ритме двух часовых периодов в системе координат «часы-сутки» в течении цикла 10-ти календарных дней.
В книге мы показали, что прикладная кинезиология (ПК) в отличие от других методов мануальной медицины (мануальная терапия и остеопатия), вобрала в себя ряд лечебных подходов древнего метода чжэнь-цзю. Важно, что владение методами ПК (мануальное мышечное тестирование, терапевтическая локализация и провокация) обеспечивает минимум вмешательства при максимуме результата, поскольку ПК сумела адаптировать основной инструмент метода чжэнь-цзю – пульсовую диагностику – к применению специалистами с западной логикой мышления.
Книга предназначена для врачей-неврологов, владеющих методом рефлексотерапии. Работа будет интересна не только практикующим врачам-рефлексотерапевтам, мануальным терапевтам и кинезиологам, но и всем специалистам, занимающимся вопросами психосоматики, а также широкому кругу читателей, которые найдут в ней практические рекомендации древних медиков по сохранению здоровья и «питанию жизни».