Представленная монография является итогам более чем пятилетней работы коллектива авторов над проблемой поиска, разработки и наполнения содержанием работы по комплексному сопровождению детей с особыми потребностями в развитии. В первой главе «Теоретические аспекты организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии» проведен анализ понятия и категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции и инклюзии, теоретические аспекты подготовки субъектов образовательного процесса к организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии»
Вторая глава «Прикладной аспект использования инновационных форм и технологий при организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии» представляет анализ опыта апробации различных технологий в работе с детьми с особыми потребностями в развитии.
В монографии представлена концепция комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии, проведена систематизация и обобщение материалов исследований авторов по актуальным проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля, волонтеров), программ подготовки психолого-педагогических кадров к работе в системе комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии.
Трудности, которые испытывают родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, значительно отличаются от повседневных забот обычной семьи. Поэтому знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители, поможет психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам работы с молодежью более эффективно организовывать психологическое сопровождение этой категории семей. В монографии особое внимание уделяется следующим задачам психологического сопровождения: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др.
Структура монографии «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с особыми потребностями в развитии» включает две главы.
В первой главе «Теоретические аспекты организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии» проведен анализ понятия и категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции и инклюзии, теоретические аспекты подготовки субъектов образовательного процесса к организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии».
Вторая глава «Прикладной аспект использования инновационных форм и технологий при организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии» представляет анализ опыта апробации различных технологий в работе с детьми с особыми потребностями в развитии. При этом, обеспечение комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии не может быть решено без междисциплинарного взаимодействия представителей разных профессий – психологов, педагогов и других специалистов, работающих в структуре различных образовательных, социально-психологических, коррекционных центров. Перед специалистами и семьей стоит важная задача максимального расширения социальных контактов ребенка с особыми потребностями в развитии.
Процесс организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями в развитии предполагает работу и со здоровыми детьми. Описан прикладной аспект, содержащий тренинг по формированию у здоровых школьников установки принятия особого ребенка, представленный просветительским блоком и психологическим, направленным на повышение коммуникативной культуры здоровых школьников; формирование конфликтологической компетентности, работу с барьерами и стереотипами, развитие эмпатии, толерантности, снижение враждебности, агрессивности, формирование позиции позитивного принятия другого – особого ребенка.
Предъявление новых требований к осуществлению функций педагога в инклюзивной школе привело к необходимости повышения профессиональной компетентности педагога не только в области планирования и организации воспитательной работы, но и в знаниях психолого-педагогических основ работы с детьми с особенностями в развитии, адаптации «особого» ребенка в школе, уровне информированности в области новейших психолого-педагогических технологий в работе с «особыми» детьми и их нормально развивающимися сверстниками и готовности к их реализации в различных учреждениях инклюзивного типа.
При подготовке волонтеров к работе с детьми с особыми потребностями в развитии используют различные технологии: игровые, развивающие, здоровьесберегающие, интерактивные, дистанционные, личностно-ориентированные, технологии коллективного творческого дела, создания ситуации успеха и др.