Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Первая монография, призванная представить совместное использование новых информационных технологий и возможностей туризма и краеведения в процессе социализации учащихся. В книге также анонсируется изложение результатов исследовательской деятельности авторов в области социализационных ресурсов экологического, литературного, лингвистического, историко-художественного и других направлений краеведения, представляемые затем в дальнейших монографиях серии «Социализация учащихся». Среди многообразия социально-адаптирующих мероприятий, существующих в работе с детьми-сиротами, мы увидели разумным использовать средства экскурсионно-туристической деятельности в силу их комплексности и эффективности как мотивационного стержня на пути социализации воспитанников школы-интерната.

Поиск путей социальной адаптации детей-сирот, воспитывающихся в школах-интернатах, в настоящий момент лежит в сфере деятельности образовательных учреждений туристско-краеведческой направленности. Эта работа проходит в тесной связи с планами развития музейно-педагогической деятельности – с одной стороны, и физкультурно-спортивной – с другой. Таким образом, достигается гармоническое единство физической подготовки и познавательной активности учащихся, в совокупности своей опирающихся на духовно-нравственную основу функционирования интернатных учреждений образования.

Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования представляют собой путь существенного повышения эффективности образовательного процесса в школе-интернате. В то же время, в процессе социализации воспитанников школы-интерната результаты преемственности выше названных звеньев до сих пор активно не задействовались. Нам представляется, что в условиях превалирования конкретного мышления над абстрактным у значительного количества воспитанников, необходимости ликвидации педагогической запущенности и других подобных неотъемлемых факторов наиболее высокие результаты социализации достижимы средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности. Выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечёт за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать её запросы, в свою очередь, повлечёт за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным.