Книга отражает результаты многолетних исследований, проведённых коллективом авторов в области социализации учащихся с использованием информационных технологий и одновременного построения единой информационно-образовательной среды учреждения, в котором они обучаются и воспитываются. Социальная адаптация детей-сирот должна носить интегрированный характер. А именно, предусматривать не только прямое воздействие на ребенка, которого следует ввести в общество, закрепив в его позиции соответствующие социально-культурные навыки. Должна учитываться и необходимость опосредованного влияния на судьбу детей-сирот, которых принимает общество. Это должно быть, прежде всего, воздействие на состояние общественного мнения, от которого в немалой степени зависит, как принимает общество детей-сирот, какие двери перед ними открывает, а какие, наоборот, закрывает наглухо.
Практика показывает, что наиболее широко для выпускающихся из закрытых образовательных учреждений детей-сирот открываются двери предприятий, работа на которых низко и нерегулярно оплачивается. И созданная в детском учреждении система профессиональной ориентации воспитанников неудовлетворительна уже потому, что не учитывает реальной потребительской корзины выпускника сиротского учреждения. Ребенок из семьи, пошедший на предприятие, на котором мало платят, может рассчитывать на «дотирование» со стороны родных и близких, с одной стороны. А с другой – на то, что многое нужное при обзаведении своим хозяйством сироте у обычного ребенка есть в качестве более или менее бережно сохраненного домашнего скарба.
В силу невысокой стартовой позиции детей-сирот в образовании, а также большие трудности в выравнивании с учениками других социальных статусов, по выходе из детских домов им, как правило, достается, пусть и средне оплачиваемая, но тяжелая физическая работа. Ее отказываются выполнять протеже из семей, например, династийствующих на данном предприятии. А за сироту походатайствовать чаще всего некому, вот его и ставят на самые трудные, и иногда еще и вредные участки. Есть ли в сиротских образовательных учреждениях тотальная физическая подготовка, позволяющая при выходе на заработок сохранить здоровье и силы, чтобы можно было безотказно работать, пусть и на этом же предприятии, долгие годы? В ряде учреждений для детей-сирот, безусловно, есть. Но в других подобных учреждениях система физической подготовки выпускников (а лучше – и раньше) не преемственна работе по профессиональной ориентации. Вот и получается – сводили детей на экскурсию, завод посмотреть, и, допустим, ребят увлекли перспективы занятия тем или иным трудом, с которым впервые познакомились на этом предприятии. Но объяснил ли кто-нибудь детям, каких физических сил, мер предосторожности, концентрации внимание требует подход к овладению той или иной профессией? Опять-таки, зачастую – да. Благо, есть умудренные опытом воспитатели, дальновидные психологи и социальные педагоги, которые помогут ребенку заблаговременно освоить необходимые навыки (пусть пока и не профессиональные, а более общие) задолго до поступления в профессиональное техническое учидище, училище или институт. В противном случае, получается, что детская самооценка подчас бывает неадекватной представлениям взрослых о его реальных профессиональных предрасположенностях. А воспитатели и другие сотрудники не всегда набираются мужества правильно, без лишних иллюзий обрисовать ребенку наиболее реалистичную перспективу предстоящей ему трудовой жизни. Или у них на это не хватает педагогического такта. И вместо того, чтобы ребенок начал разделять убеждения взрослого и корректировать собственные способности, он, в порядке самозащиты, начинает высказывать прямо противоположные взглядам взрослых сентенции, словарный запас взрослых быстро исчерпывается (равно как и терпение),и на этом дело останавливается.
Третьим немаловажным аспектом является четкое представление и ребенка, и направляющих его в это русло взрослых о том, насколько вредно производство, в котором выпускник детского дома собирается принимать участие. Допустим, его впечатлила картина, как плавят цветные металлы. А вовремя ли он проинформирован, с какими ограничениями для здоровья связана профессия плавильщика? Какие меры предосторожности следует применять для того, чтобы даже при максимально производительной работе остаться живым, здоровым, способным иметь и растить детей и т.д. Чересчур часто полное преставление о предмете предстоящей работы у выпускников детских домов складывается лишь тогда, когда уже практически ничего нельзя изменить, когда профессия уже получена, и ни времени, ни сил, ни других ресурсов на быструю переквалификацию явно не хватит. На первый взгляд, описываемое положение дел выглядит абсурдным. В самом деле: что же это за такая социальная адаптация в детском доме, если ребенок и по выходе имеет нулевой уровень информированности о предмете своих предстоящих (едва ли не пожизненных!) занятий? Практика же неумолимо показывает, что даже при обоюдном желании со стороны педагогического коллектива и детей тема предстоящей жизни, особенностей выбираемой профессии и т.д. легко скрывается в пучине повседневных, мелких, практически рутинных дел. И совсем не прагматично выглядят для многих вполне ответственных сотрудников сиротских учреждений разговоры с воспитанниками о том, сколько процентов фенола будет ежедневно носиться в воздухе цеха, в котором предстоит работать выпускнику через три года. Куда как актуальнее может оказаться невымытый своевременно пол, не стиранные носки или крошки хлеба, не убранные со стола дежурными по столовой. И так всегда. А потом – «Оглянуться не успела». К счастью, так – далеко не везде. Но и распространяемый многими учреждениями опыт профессиональной ориентации и социальной адаптации в общем и целом не принят на вооружение.
Заметим, что сейчас мы рассматриваем пусть и сложные, но все же наиболее приближенные к плоскости идеализации случаи, когда ребенок, как живая эстафетная палочка процветания страны и государства, бережно передается из рук одной общественной структуры (сиротское учреждение, отдел опеки и попечительства и т.д. по иерархии) другой ( фабрика, завод, комбинат и т.д.). Однако эта простая модель хорошо работает лишь по поговорке «хорошо, когда все хорошо». Потому что ребенок, не получивший а процессе развития должной профессиональной ориентации, либо недолго удерживается на работе, либо совсем на нее не попадает. Лучше других приходится выпускникам детских домов в традициях которых – следить за судьбой своих выпускников, детально анализировать складывающиеся в их жизни негативные ситуации, и не только помогать находить решение конкретно этим ребятам, но использовать этот опыт в процессе совершенствования всей детдомовской системы профессиональной ориентации. Но многие детские дома не могут похвалиться стабильностью педагогического коллектива, и зачастую выпускника сопровождает точечными наблюдениями социальный педагог, которого в момент роста этого ребенка в коллективе еще не было. И он не знает ни особенностей психофизиологического развития своего подопечного, ни индивидуальной мотивации его мыслей, слов и поступков. Какую практическую помощь может оказать такой сотрудник и выпускнику, и, например, начальнику смены на предприятии, в которой этот парень работает? А вездесущие нотации еще ни в кого энтузиазма не влили – общее положение беспомощности многих педагогических кадров. Но даже и это не самое худшее. Подавляющее большинство узнанных нами детских домов испытывает дефицит квалифицированных педагогических работников, и обслуживающего персонала, впрочем, тоже. И сил коллектива в лучшем случае хватает на то, чтобы добросовестно пестовать ныне живущих в детском доме ребят, но уж никак не выпускников, если даже формально, в рамках Федерального или регионального законодательства это и вменено ему в обязанность. Потому что для любого директора на эмоциональном уровне правомерно показать на толпу орущих, снующих туда-сюда воспитанников, постоянно о чем-то клянчащих, чтобы в ответ на робкий вопрос приезжего дядечки о выпускниках сделать красноречивый жест в сторону присутствующих детей и своевременно перевести разговор на другую, менее щекотливую тему.