По определению Владимира Даля «презрение» означает пренебрежение. Это понятие в полной мере коснулось отечественного образования, особенно гуманитарных наук. В монографии «Время гуманитарного презрения» автор делает попытку поделиться мыслями, которые возникли у него за годы более полувековой педагогической деятельности в высшей школе. Автор не стыдится того, что многие годы работал в советской системе образования, особенно в годы, когда во главе высшего образования стоял выдающийся организатор системы высшего образования Вячеслав Петрович Елютин (1907-1993). За 31 год на посту министра этот учёный превратил систему подготовки кадров высшей квалификации Советского Союза в отлаженную кузницу поставки специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Молодому поколению педагогического корпуса, который был подготовлен в 90-е годы это далёкая история. Ему гораздо легче исполнять инструкции министерства образования и науки по оптимизации работы вузовской системы, а чиновникам министерства легче управлять таким сообществом.
В книге излагаются мысли о том, по какому пути надо направлять наше вузовское образование, чтобы завтрашняя Россия процветала талантами своего народа. Настала необходимость осмыслить нынешнее состояние неуважительного отношения к гуманитарному образованию. Такое пренебрежение, или можно сказать более остро, презрение к гуманитарной составляющей высшей школы началось с «демократизации» всего и вся, которую ввёл М. Горбачёв. Его детище получило расцвет в период правления первого президента новой России в 90-е годы. Окружение Бориса Ельцина вскружило голову ему, как мастеру спорта по волейболу, теннису и лёгкой атлетике. С подачи молодых реформаторов он уверовал, что с коммунистическими гуманистическими идеями можно быстро покончить путём запрета и уничтожения, всего, что связано с интеллектом и духовностью общества. Для этого достаточно всего-то лет двадцать или двадцать пять. Такой ход был безошибочным, потому что настало время, когда выпускники «лихих» девяностых встали у штурвала корабля под названием «Россия». И тут на память приходит одна мысль Льва Толстого, которую он озвучил ещё в царской России ХIХ столетия. Мыслитель заметил, что «сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это». С тех пор, когда это высказывание появилось в свет, прошло более ста лет. Не хочется верить, что Россия может вернуться к подобному состоянию? Чтобы такого не случилось новому министру образования и науки есть над чем поработать.
Доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева, начиная свою должность министра в системе образования и науки, определила функции министерства в десяти задачах-заповедях. Их содержание изложено в монографии. С ними нельзя не согласиться, но возникает вопрос о том, как могло случиться, что наша лучшая в мире система образования дошла до жизни такой и почему государство так часто меняет своих министров в этой сфере? Почему в России систему образования отнесли к сфере услуг?
Пренебрежение к гуманитарным наукам может быть подтверждением наихудшего предсказания Фёдора Достоевского, который обращал внимание на то, что «гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть» [1, с. 119]. Сокращая гуманитарную составляющую вузовского образования, мы упускаем возможность осознать, что только через неё можно узнать о жизни ушедших в небытие народов с их культурами и цивилизациями. Гуманитарные науки в высшей школе надо так распределить, чтобы студенты изучали их на протяжении всего срока обучения. Такое в нашей стране уже было. Почему же сейчас из вузовского образования убрали эту последовательность? Последовательное изучение гуманитарных наук даёт возможность обществу получить не только хороших специалистов-ремесленников, в хорошем понимании, но и граждан, истинно просвещённых, человеколюбивых, мужественных и милосердных. Этого можно достичь, только изучая историю, философию, экономику, социологию, политологию и другие гуманитарные науки. Все они способствуют развитию умственной, нравственной и общественной сторон человека. По латыни это означает «человеколюбием» и вуз обязан нести ответственность за формирование в своих воспитанниках этих нужных для будущих руководителей и общества качеств. Человеколюбие, сформированное во время обучения в вузе, проявляется на практической работе каждого его выпускника. Недостатки в вузовском гуманитарном образовании проявляются не только на нравственной стороне российского общества, но и на экономике страны. Этому мы знаем массу примеров.
На протяжении всего содержания монографии прослеживается главная мысль автора, заключающаяся в том, что вузы призваны учить не только профессии, но и формировать в каждом студенте гражданина, обладающего высокой духовной культурой и интеллектом. Такое достигается только гуманитарной составляющей. Государству, наконец, нельзя забывать, что гуманитарные науки учат не автоматы заряжать, а заряжать разум и душу человека. Весь смысл гуманитаризации заключается в формировании мышления студенчества, потому что мысль, по мнению Льва Толстого, является началом всего и задача гуманитарных кафедр – умело направлять мысли студенческой молодёжи. С этой проблемой успешно справляются только гуманитарные науки.
Как может выпускник вуза управлять коллективом, регионом или отраслью, если он к этому не подготовлен нравственно? Многие отечественные губернаторы отстранены от занимаемых должностей за утерю доверия, а проще – за взятки. Но ни один вуз не взял на себя ответственность за подготовку таких жуликов. В монографии приводятся примеры безответственности высшей школы за подготовку нравственных специалистов. Резкое сокращение учебных часов на изучение гуманитарных дисциплин привело к тому, что чиновники, вчерашние выпускники вуза, не сформировали в себе чувство доброты справедливости. Если бы некоторые чиновники нормально изучали гуманитарные науки, они знали бы, как Поль Анри Гольбах ещё в ХVIII веке утверждал: «Делать счастливыми других – вот самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным – значит заботиться о счастье себе подобных» [2, с. 459].
Доброта в любом чиновнике формируется пока он учится. Нынешняя вузовская система образования не позволяет это делать. Воспитательная работа педагога уже не учитывается. Модернизация высшей школы довела до того, что педагог едва справляется только с отчётностью. Пренебрежение к гуманитарному образованию в России привело к тому, что наши выпускники плохо знают отечественную литературу и историю. В книге об этом приводятся примеры. Как такие люди могут быть руководителями, хотя каждый выпускник вуза мечтает скорее попасть в кресло чиновника? В отдельных вузах преподавателей гуманитарных кафедр уже реже слушают, их только информируют. Однако следует помнить, что вузовского педагога нельзя заменить ни программой, ни дистанционным обучением. Его общение со студентами – единственное средство формирования личности через обучение и воспитание. Поставленный лицом к лицу со студентами, педагог формирует будущего руководителя и гражданина. Это положение может быть ответом тем, кто до сих пор ратует за дистанционное обучение. Основная задача педагога гуманитарной кафедры заключается в убеждении самого преподавателя. Контроль за процессом обучения не поможет. Педагог не слепой исполнитель инструкций. Никакая учебная программа не возымеет воздействия на студенческую аудиторию, если она не выстрадана самим педагогом.