Программа внеурочной деятельности театрального кружка «Петрушка» предназначена и соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа театрального кружка «Петрушка» рассчитана на 4 года. Охватывает обучающихся 6,5-11 лет (1-4 класс), количество учащихся в группе от 15-17 человек. Общим объёмом 135 часов, 1 час в неделю: 1 класс – 33 ч, 2-4 классы – 34 ч. Базовый уровень.
Актуальность программы – содействовать развитию творческих способностей, ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. В основе программы:
– деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
– принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
– принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель программы: формирование коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с театральными терминами, с профессиями театра;
- развивать творческие способности, навыки выразительного чтения;
- воспитывать умного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- Программа театрального кружка «Петрушка» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс детей обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа год в 1 классе, 34 часов в год во 2-4 классах.
Формы и методы обучения
- Игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций;
- постановка спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг
- экскурсия, выступление
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У ученика будут сформированы:
– внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе;
– умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
– умение строить речевое высказывание в устной форме.
Результаты второго уровня
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
У ученика будут сформированы:
– познавательный интерес, учебная мотивация;
– уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;
– чувства прекрасного на основе знакомства с художественной литературой и произведениями искусств.
Результаты третьего уровня
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
– умение вносить необходимые коррективы;
– умение планировать работу и определять последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результаты четвёртого уровня
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У ученика будут сформированы:
– умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки.
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
– потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
– целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
– этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
– осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
– понимать и принимать учебную задачу
– планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
– осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
– анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
– пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
– понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
– проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
– включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
– работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
– обращаться за помощью;
– формулировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– слушать собеседника;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
– читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
– выразительному чтению;
– различать произведения по жанру;
– развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
– видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
– сочинять этюды по сказкам;
– умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
К концу 4 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Коллективного творчества
Формы контроля:
– постановки театральных пьес, спектаклей;
– участие в конкурсах чтецов
– изготовление декораций к постановкам;
– выступления на классных утренниках;
– анкетирование родителей, учащихся;
– создание портфолио личных достижений учащихся.