Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В учебном пособии отражены инновационные процессы в системе высшего образования, в том числе: Болонский процесс как интеграция высшего образования России в европейское образовательной пространства, реализация компетентностного подхода к образовательному процессу, разработка и внедрение нового поколения образовательных стандартов и программ.

Представлена иерархия целей образования, включающая три уровня: личности, специальности и учебной дисциплины. На уровне личности определены цели и задачи воспитания и развития студентов; на уровне специальности предложены компетентностная и личностная модели выпускника высшей школы, на уровне учебной дисциплины – компетенции, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Раскрыты сущность и структура содержания образования, принципы и критерии отбора содержания профессионального образования, факторы, детерминирующие содержание высшего образования, учебно-программные документы, отражающие содержание образования, а также содержание воспитания студентов.

Дана характеристика процесса обучения: структура, функции, этапы, закономерности и принципы. Представлена структура учебной деятельности студентов. Рассматривается проблема ее мотивации. Раскрыты сущность и особенности теорий развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Особое внимание уделяется вопросам о методах и технологиях обучения, способствующих не только формированию знаний и умений обучающих, но и развитию качеств личности обучающихся. Здесь рассматриваются: классификация методов обучения, методы проблемного обучения, групповые методы решения проблем, игровые методы обучения и методы исследовательского обучения. Особый интерес представляют инновационные образовательные технологии: технология модульного обучения, информационно-компьютерная технология обучения, технологии контекстного и проектного обучения, интегративная технология обучения. Раскрыта методика организации дистанционного обучения: сущность и особенности дистанционного обучения; интеграция очной и дистанционной форм обучения; модель сетевого обучения; сетевое обучение и кейс-технология; Интернет – технологии обучения.

Определены педагогические условия организации образовательного процесса: необходимость создания информационно-образовательной среды учебного заведения, материально-технического и программного обеспечения образовательного процесса, его методического и информационного обеспечения.

Раскрываются методики подготовки и проведения всех видов аудиторных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, лабораторного практикума; методика анализа занятия. Кроме того, излагается методика организации самостоятельной работы студентов: значение и сущность самостоятельной работы; место учебной задачи в структуре самостоятельной работы; управление самостоятельной работой студентов; методика организации самостоятельной работы; методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов.

Особый интерес представляют вопросы контроля и оценки учебных достижений студентов: нормативное и методическое обеспечение системы контроля и оценки качества освоения образовательных программ; методы контроля знаний и умений студентов; методика оценки результатов учебной деятельности; критерии оценки качества освоения основной образовательной программы.

Раскрываются психологические особенности студенчества: студенческого возраста; факторы, влияющие на успешность обучения студентов; проблема адаптации первокурсников к условиям вуза; социально-психологическая характеристика студенческой группы; диагностика качеств личности студента.

Рассматриваются вопросы развития творческого потенциала личности: сущность и факторы развития творческого потенциала личности, структура творческого потенциала личности, понятие креативности, методы развития творческого потенциала личности, методика работы с одаренными учащимися.

Большое внимание уделяется проблеме организации производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. Определяются их цели и задачи, значение и содержание, способы получения и переработки информации, строится методика организации курсового и дипломного проектирования, анализируются формы организации НИРС в высшей школе.

В учебном пособии представлен также анализ научно-педагогической деятельности преподавателя вуза: дана общая характеристика деятельности преподавателя, определены основные функции научно-педагогической деятельности, мотивация педагогической деятельности, особенности исследовательской и управленческой деятельности преподавателя. Преподаватель представлен как субъект научно-педагогической деятельности, характеризующийся системой личностных качеств, профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством.

Книга предназначена всем тем, кто интересуется вопросами образования и методики преподавания – учителям школ и преподавателям вузов и техникумов, специалистам и руководителям образовательных организаций. Она может заинтересовать и студентов педагогических вузов.