Настоящая монография посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию социального интереса, дефинированного в парадигме индивидуальной психологии как готовность к сотрудничеству, эмпатия, оказание помощи другим людям, соблюдение установленных правил и принятие на себя ответственности.
Индивидуальная психология создана на основе опыта преодоления стремлений психоанализа объяснить все человеческое развитие с точки зрения удовлетворения первичных инстинктов и в виде возможности реабилитировать роль факторов социальной среды в этом процессе. Она поддерживает теорию эволюции и анализирует в ее свете все человеческие стремления, утверждая, что материальная и духовная жажда жизни связана именно с ними.
Одна из ключевых концепций в индивидуальной психологии Альфреда Адлера (Alfred Adler) базируется на понимании врожденных потенциалов человека в области социального интереса, которые в течение жизни индивида развиваются в большей или меньшей степени в зависимости от его окружающей среды. Альфред Адлер убежден, что социальный интерес – это общественное чувство, которое порождает в человеке потребность и желание «принадлежать» социуму. Влияние среды, которую он первоначально связывает с ролью матери при воспитании ребенка, а позднее и с рядом последующих, но не менее важных факторов таких, как семья, ровесники, друзья и школа, содействует его эволюции.
Концепция А. Адлера по вопросу социального интереса и результаты исследования его измерения доказывают, что „социальное» не является внешней, а внутренне присущей характеристикой человека. Социальный интерес является компонентом человеческого individuumа, который эволюирует в ходе своего развития, благодаря таким факторам, как семейная констелляция, среда и личная активность. Он является тем имманентным внутренним потенциалом, благодаря которому человек приспосабливается к среде и который ставит его в позицию «принадлежности». Неиссякаемый гуманизм А. Адлера особенно привлекателен в его теоретических идеях, воспринимаемых как опыт объяснения человеческого развития вне тотального контроля «первичных инстинктов». В то же самое время практические примеры адлеровского метода в психологической помощи являются не менее завладевающими и разнообразными. Одна из особенностей такого вида помощи это то, что она не ставится в услугу при лечении клинических случаев, а прежде всего оказывает содействие при решении текущих проблем в ежедневных взаимоотношениях между членами семьи, между одноклассниками в школе или между ними и их учителями. Легко приложимые техники психологической помощи обогащают репертуар педагогической практики в направлении эффективного воспитания в тот момент, когда образование переживает кризис традиционных моделей.
В первой части монографии на теоретическом уровне исследовано Адлеровское понимание понятия «социальный интерес», чье содержание дополнено рядом его последователей таких, как Р. Дрейкурс (R. Dreikurs), Г. Мосак (H. Mosak), Х. Ансбахер (H.L. Ansbacher), и представителями нового поколения адлеровской школы таких, как Дж. Крендалл (E. Crandall), К. Гривер (K. Greever), Рой Керн (R. Kern), Уильям Кюрлетт (W. Curlette) и т.д.
Вторая глава посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию связи между социальным интересом и мотивацией для каких-либо достижений. Проведенные исследования с участием студентов иллюстрируют приложение концепции социального интереса, который формируется еще в детские годы, и показывают его влияние на профессиональную ориентацию личности.
Основной вывод этих исследований, который можно сделать в заключении, приводит к пониманию того, что социально ориентированные и помогающие профессии, в т.ч. педагогические, привлекательны преимущественно для людей с повышенным уровнем социального интереса. Социальный интерес находится в обратно пропорциональной зависимости от мотивации индивидуальных достижений. Сила этой взаимосвязи всегда различна и зависит от множества личностных, междуличностных и социальниых факторов.
В третьей главе описываются трудности в социализации, которые могут пережить дети в дошкольном возрасте, преимущественно на примерах русского автора Овчаровой Раисы Викторовны.
Разработана методика исследования социального интереса у детей в дошкольном возрасте. Уровень социального интереса у ребенка может быть установлен с целью оказания помощи родителям и воспитателям в процессе успешного влияния на его развитие.
Эта методиката представляет собой серию игровых ситуаций и процедур для определения степени развития основных критериев социального интереса: отношение к окружающим, общение с другими детьми (социо-коммуникативные умения), сотрудничество и оказание помощи. Разработка методики базирована на критериях проведения тестирования BASIS-А, разработанных такими учеными, как Рой Керн (R. Kern), Уильям Кюрлетт (W. Curlette) и Мэри Виллер (M. Wheeler), на перечне домашних обязанностей авторов Синди Макколи (C. McCawley) и Кетлийн Волтон (K. Walton), а также на нормах социализации детей дошкольного возраста, разработанных Сюзан Игнелзи. При исследовании отдельных критериев и их показателей использованы идеи ряда русских авторов такие, как социометрическая игра «Два домика» авторов Смирновой Е.О. и Холмогоровой В.М.; диагностическая ситуация «Перчатки»; адаптация оригинальной игры Римашевской Л.С.; диагностическая ситуация «Злой волшебник», созданная в виде модификации методики моментных срезов Репиной Т.А., и диагностическая ситуация «Открытка к дню рождения» по идее Эльконина Д.Б. и Венгера А.Л. Вышеописанная методика апробирована на работе с детьми детского сада и их родителями.
Эмпирические исследования представлены в духе поиска обоснованных результатов изучения социального интереса различных возрастных групп. Осуществлен опыт проведения анализа факторов, которые детерминируют развитие социального интереса, а также условий, которые обуславливают этот процесс.
Все полученные результаты анализированы с точки зрения понимания неделимой сущности человека и необходимости рассмотрения его развития в свете единства биологического, социального и психического начала.