Глубокое понимание речевых, языковых и литературных особенностей жизни своего региона существенно способствует повышению качества социализации учащихся, студентов и учёных. Монография призвана отразить наиболее широкий спектр успешной реализации данного процесса. В частности, здесь рассматривается возможность усиления эффективности социализации студентов российских и германских вузов на основе внедрения когнитивно-синергетического подхода в образовании. Точкой его приложения в данном случае выбрана дисциплина «Лингвистическое краеведение» как наиболее благодатная, на наш взгляд, почва для создания предпосылок формирования коммуникативной культуры студентов, не останавливаясь при этом собственно на процессе общения между студентами, но и охватывая коллизии установления атмосферы взаимопонимания между студентами и преподавателями.
Рассматривая здесь литературное краеведение как одно из центральных средств осуществления воспитанниками школ-интернатов для детей-сирот и детских домов социально-познавательного процесса в целях углубления их социализации, мы понимаем, что в рамках синергетической картины мира традиционный литературно-краеведческий инструментарий нуждается в существенном усовершенствовании. Более того, медиаобразовательная составляющая при этом создаст для воспитанников оправданно более высокую мотивацию к освоению данной учебной дисциплины.
В современной педагогике изменяются цели и задачи образования. Сегодня выпускнику школы требуются такие качества как инициативность, гибкость мышления, быстрая реакция на происходящие изменения в жизни. Возникает необходимость формирования информационной компетентности как одного из основных показателей качества образования. Навыки работы с медиаобразовательными ресурсами наиболее эффективно формируются при решении реальных задач, адекватных интересам учащихся, учитывающих их возрастные особенности.
Как очный, так и дистанционный форматы реализации академической мобильности студентов и преподавателей филологических факультетов вузов – источник принципиального расширения возможностей их глобальной социализации. И представители профессорско-преподавательского состава вузов, и обучающаяся молодёжь последовательно приходит к пониманию стремительно растущей роли академической мобильности как формы их социального самоопределения на протяжении всей предстоящей активной жизнедеятельности.
Особенности социального развития на постсоветском пространстве включают в себя, в частности, и потребность переосмысления каждым представителем научной общественности своего места в современной жизни, пути построения предстоящих ему исследований, финансирования и пропаганды результатов последних. Организованное нами международное сотрудничество в рамках тематики международных экспериментов активно поддерживается учёными Казахстана, России и других стран. В экспериментальных исследованиях принимают участие представители научных организаций, учреждений высшего профессионального и общего среднего образования.
Сетевое сообщество неравнодушно относится к происходящему в сфере библиотечного краеведения – как по отношению к собственно библиотечным фондам, так и той краеведческой информации, которую эти фонды в изобилии предоставляют. Значительная часть сетевого сообщества ратует за объединение усилий библиотечных и музейных работников на общую пользу, и, безусловно, на пользу читательской и посетительской аудитории. Сетевому сообществу в целом импонирует стремление коллективов библиотек-музеев выйти на диалог с представителями своей аудитории, и, соответственно, выражает готовность к принятию убедительных и развёрнутых рекомендаций общественности по совершенствованию библиотечно-музейного дела в области библиотечного краеведения.
Создание центра правовой информации для воспитанников и сотрудников детского дома – одна из наиболее перспективных задач деятельности библиотеки-медиацентра детского дома. Это обусловлено, с одной стороны, высокой потребностью в информации правового характера, а с другой – способностью библиотекаря и медиаспециалиста квалифицированно подойти к решению вопроса правового обеспечения.
Уделим внимание использованию литературоведческих подходов и методов в исследовании на примере творчества М.Ю. Лермонтова. В работе прослеживается, как в организации исследования феноменологический подход сочетается с культурно-историческим, сравнительно-историческим и социологическим методами. Отдельное внимание уделяется также рецептивной эстетике. Практическое значение предпринятого в настоящий момент исследования получит соответствующую оценку при составлении материалов спецкурсов филологических факультетов вузов и элективных курсов историко-филологического профиля в общеобразовательных учреждениях. Наряду с этим более широкий круг учёных-литературоведов и историков образования сможет взять за основу предстоящих им научных трудов извлечения из данной работы.