Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Термин «организационные нововведения» чаще всего связывается с новыми организационными формами или методами, посредством которых субъекты предпринимательской деятельности создают новые продукты и технологии, т.е. с НИОКРТ. Исследования, проведенные в научной школе «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы» при Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете, базирующиеся на идеях Йозефа Шумпетера, подтверждают эффективность организационных нововведений в сферах, не связанных непосредственно с освоением новой продукции и технологий любых видов экономической деятельности, в том числе и строительстве. Основоположник теории экономического развития среди пяти видов инноваций («новых комбинаций средств производства») выделил и реорганизацию субъектов предпринимательской деятельности. По мнению Й. Шумпетера, организационные изменения, наряду с новой продукцией, технологическими процессами и рынками, являются факторами процесса «созидательного разрушения», в рамках которого приходится существовать любому субъекту предпринимательской деятельности. Обзор научной литературы дает основания полагать, что существует концептуальная неопределенность и отсутствие консенсуса в определении терминов «организационные изменения» и «организационная инновация», использующихся для описания различных аспектов отношений между организациями и инновациями.

Структура книги «Управление организационными нововведениями» Управление организационными нововведениями / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, И.Г. Мещеряков, И.Р. Шегельман; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2016. – 288 с. соответствует логике изложения одноимённой учебной дисциплины для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 27.04.05 – «Инноватика», программа магистратуры:

Глава 1. Организационные нововведения как фактор развития субъектов предпринимательства.

1.1. Стратегия непрерывных инноваций – объективная основа функционирования и развития субъектов предпринимательства.

1.2. Суть организационных инноваций и организационных изменений.

1.3. Понятийный аппарат организационно-управленческих инноваций.

1.4. Роль и место организационно-управленческих инноваций в развитии субъектов предпринимательства.

1.5. Типология организационно-управленческих инноваций.

Глава 2. Формирование и реализация ОУИ субъектам предпринимательства.

2.1. Повышение готовности к организационным изменениям у субъектов предпринимательства.

2.2. Принципы и методы управления ОУИ.

2.3. Методические приемы по использованию ОУИ различных типологических групп.

2.4. Мотивы и стимулы развития ОУИ субъектом предпринимательской деятельности.

2.5. Практические рекомендации по планированию ОУИ.

Материал книги позволяет:

1. Раскрыть теоретический базис «организационных изменений», включающих «организационные нововведения» и «организационно-управленческие инновации», а также показать их роль в развитии субъектов предпринимательства: стратегия непрерывных инноваций – объективная основа эффективного функционирования и поступательного развития субъектов предпринимательской деятельности; суть организационных инноваций и организационных изменений; понятийный аппарат организационно-управленческих инноваций; роль и место организационно-управленческих инноваций в развитии субъектов предпринимательства; типология организационно-управленческих инноваций.

2. Рассмотреть основные аспекты управленческой деятельности в сфере организационных нововведений субъекта предпринимательской деятельности: проектная форма реализации ОУИ как самая перспективная организационная форма осуществления нововведений субъектом предпринимательства; принципы и методы управления ОУИ; методические приемы по использованию ОУИ различных типологических групп; мотивы и стимулы развития ОУИ субъектов предпринимательской деятельности; практические рекомендации по планированию ОУИ.

Учебник содержит иллюстративный материал (рисунки, диаграммы, алгоритмы, таблицы), облегчающий усвоение дисциплины. Работа над контрольными вопросами, приведенными в учебном издании, позволяет проверить глубину изучения ключевых тем.

Предлагаемые вопросы акцентируют внимание на проблемах, освоение которых помогает осмыслить логику и содержание соответствующих глав учебника. Для выявления уровня владения базовыми понятиями (текущего контроля) по каждой теме дисциплины используются тесты как одна из форм педагогического контроля качества познавательной деятельности. Система проверки знаний, представленная в книге, формирует предметную компетенцию, что интегративно способствует формированию образовательной компетенции будущего магистра-инноватора. В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты выполняют курсовой проект «Комплексная программа развития организации», сфокусировав основной акцент на использовании ОУИ конкретного субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с рекомендациями (§ 2.5).

Все меньше и меньше россиян помнят выдающихся отечественных изобретателей. События, перевернувшие историю России, также известны не каждому, не говоря уже об открытиях и изобретениях, сделанных русскими учеными и изобретателями. В XXI веке человечеству трудно представить, что, например, 206 лет назад люди не знали что такое электричество, большинство современных видов транспорта, телевидение, не говоря уже о мобильных телефонах, Интернете и прочей составляющей современного информационного общества. Но непреложным фактом есть то, что радиоприемник и телевизор; цветная фотография и копировальный аппарат (гектограф), бензиновый и реактивный двигатели, радиатор; автомобиль и электромобиль; самолет, гидросамолет, вертолет и парашют; трехлинейная винтовка, автоматический карабин и динамит; лампа накаливания и электродуговая сварка, а также десятичная денежная система, на которой основывается большинство современных валют мира, яхт-клуб, объединяющих людей, занимающихся парусным спортом и яхтингом; неовизантийский стиль и московское барокко; новый социальный институт ? община сестер милосердия; науки – почвоведение и сейсмология; музыкальные инструменты – баян и балалайка и много других открытий и изобретений впервые в мире появились в Российской империи.

В связи с этим студентам (будущим инноваторам) будет интересно узнать авторство основных открытий и изобретений, ставших судьбоносными для развития человечества, принадлежащих российским ученым и изобретателям. В учебнике под рубрикой «Впервые в мире» приведено 200 открытий и изобретений Российской империи. Учебник развивает способность обучаемых применять свои знания, умения и личностные качества для достижения успеха в профессиональной деятельности. Ярко выраженный компетентностный подход помогает решить основную проблему современного высшего образования – ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями выпускников вузов и требованиями, предъявляемыми к специалистам в реальных рыночных условиях России, и способствует подготовке конкурентоспособных специалистов-инноваторов. Учебному изданию присвоен гриф: «Рекомендовано Учебно-методическим объединением Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 27.04.05 – «Инноватика», программа магистратуры».