Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Настоящее издание предназначено для магистров, обучающихся по направлению 07.04.01 «Архитектура», включающему следующие магистерские программы:

- Теория и история архитектуры;

- Градостроительное проектирование;

- Архитектура зданий и сооружений;

- Архитектурная реставрация и реконструкция;

- Ландшафтная архитектура;

- Архитектура промышленных объектов в постиндустриальном пространстве.

Инновационное развитие экономики в условиях достаточности информационной насыщенности (по знаниям, производственному опыту, применяемым методам и технологиям, используемым материалам) и глобальности коммуникационных возможностей (множественность и доступность информационных источников, межнациональный трансфер и заимствование инноваций, высокотехнологичных производств, интеллектуальных продуктов) обуславливает радикальные (принципиальные) изменения в архитектурно-градостроительной сфере (новые концепции и стили, цели и задачи, способы и методы реализации).

Непрерывный поток инноваций изменяет потребительские запросы, формирует качественно иной социальный заказ, определяет принципиальные направления архитектурного творчества и градостроительной политики.

Целью предлагаемого учебника является формирование у обучающихся представлений о процессах коммерциализации научно-технических знаний, понимания действия рыночных сил и механизмов по отношению к высокотехнологичным продуктам (архитектурно-строительным объектам). Значительное внимание уделяется анализу конкурентных преимуществ, определению рыночного потенциала, сегментации потребительского рынка и развитию оптимальной стратегии продвижения на рынок новых высокотехнологичных продуктов.

Рассматриваются понятия инноваций и инновационной деятельности, виды и типы инноваций, измерение инновационной активности, затраты на инновации, цели и результативность инновационной деятельности, распространение инноваций, общие (внешние для организаций) условия инновационной деятельности. В основе определения инноваций используется объектно-процессный подход, объединяющий результат и процесс как единый объект управления. Раскрываются основные факторы, определяющие появление инновационных идей: результаты научных исследований и прикладных разработок; маркетинговые исследования и анализ внешней среды; производственный опыт.

Инновационный процесс рассматривается поэтапно (в соответствие с представленной структурой инновационного процесса): инициация инновации, маркетинг, производство, реализация, продвижение, оценка экономической эффективности инновации и ее диффузия (распространение). Приводятся распространенные модели инновационного процесса (линейные и нелинейные), подчеркивается важность системного подхода к описанию инновационного процесса, предполагающего учет как внешних условий (институциональное окружение), так и внутренней организации инновационного предприятия.

Указываются основные принципы инновационного маркетинга при коммерциализации бизнеса высокотехнологичного продукта, его рыночную ориентацию (организация новых рынков, целенаправленное наращивание сбыта, воздействие на потребителей и конкурентов).

Приводится характеристика инструментов сбытовой политики, включающих сервис (информационные и консультационные услуги, послепродажное обслуживание), номенклатуру предлагаемых товаров (линейка однородных продуктов), дистрибуцию (распределение) продуктов на рынке, установление цены (определение рыночно приемлемой цены), организацию отношений с потребителями (оценка степени удовлетворенности потребителя продуктом), расширение каналов сбыта, рыночные мероприятия.

Значение маркетинга в архитектурно-строительной сфере представляется как рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью проектных и строительных фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров (архитектурно-строительных объектов) и услуг. Формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов выполняемых работ – основные цели, которые ставит себе маркетинговая политика предприятия, включая и подрядные организации. Определяются отличительные особенности маркетинга строительных фирм.

Рассматриваются теоретические основы менеджмента, включающие содержание менеджмента как процесса управления, описание важнейших функций управления (планирование, прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и активизация, контроль, анализ, учет), методов (организационные, административные, экономические, социально-психологические), принципов (целенаправленности, реализуемости, системности, динамичности, эффективности). Указываются основные функции менеджера. Приводятся особенности архитектурного менеджмента, определяются стадии архитектурно-строительного проектирования, указываются функции управления проектом.

Особое внимание уделяется вопросам управления инновационным процессом в условиях рыночных отношений. Раскрывается сущность, цели, задачи инновационного менеджмента. Выделяются основные функции инновационного менеджмента, специфические принципы управления (принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера). Отмечаются особенности управления персоналом в инновационном процессе.

Рассматриваются организационные формы инновационной деятельности (технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.), особенности венчурного бизнеса. Приводится классификация предприятий в инновационном менеджменте в соответствии с типами конкурентных стратегий: виолентная (силовая), патиентная (нишевая), коммутантная (приспособительная), эксплерентная (пионерская).

Приведенный библиографический список лишь указывает доступные и известные издания по указанной тематике. Современный же массив изданий, включающий как печатные (монографическая и учебная литература, журнальные статьи, обзоры и др.), так и электронные источники, огромен и необозрим. Поэтому для получения дополнительных сведений рекомендуется использовать информационный поиск, в том числе в сети Интернет.