Изменения, происходящие в современном обществе социально-политического, экономического, мировоззренческого плана коренным образом меняют условия жизнедеятельности людей. В связи неопределенностью, динамичностью и сложностью общественной жизни, формированием новой модели государственного устройства необходимо совершенствование нормативной и правовой базы.
Глава I посвящена правовому регулированию как одному из способов государственного и муниципального управления сферой культуры города.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. называет в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности РФ содействие развитию культурного потенциала регионов РФ и поддержку региональных инициатив в сфере культуры. Преодоление бессистемности действий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры – условие преодоления негативных тенденций в развитии культуры России.
Один из главных критериев политической культуры и развития общества – это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня, что сопровождается повышением ответственности региональных и муниципальных органов власти за свои действия.
Важными субъектами государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) являются органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет местным органам власти широкую компетенцию и возможности.
Рост эффективности деятельности органов местного самоуправления – одна из важнейших задач социально-экономического, в том числе культурного развития Свердловской области.
За более чем два десятилетия с момента принятия Конституции Российской Федерации сформировалось новое правовое поле, органичной частью которого должно быть законодательство о культуре. Значимую роль в создании благоприятных правовых условий для развития всех видов деятельности в области культуры, обеспечении и укреплении единого культурного пространства РФ призвана сыграть правотворческая деятельность органов местного самоуправления.
На сегодняшний день в Российской Федерации создана развитая система органов местного самоуправления, которая, опираясь на достаточно разработанную законодательную основу, способна решать вопросы развития сферы культуры и повышения значимости данной сферы среди населения. Главой государства сформулированы цели, задачи и принципы государственной культурной политики. Указаны ее субъекты, среди которых – органы местного самоуправления. Однако последние не осознают себя таковыми, не осознают в полной мере своих полномочий, в том числе по правовому регулированию сферы культуры, а также всю полноту возложенной на них ответственности.
Цель главы – разработка предложений по совершенствованию системы правовых актов и механизмов, регулирующих сферу культуры в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Исходя из поставленной цели, в исследовании необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач:
– определить теоретико-методологические основы изучения правового регулирования как способа государственного и муниципального управления.
– проанализировать полноту нормативного правового регулирования сферы культуры в муниципальных образованиях – административных центрах регионов в составе Уральского федерального округа.
– охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение сферы культуры Екатеринбурга на предмет соответствия федеральным и региональным требованиям.
В заключении представлены предложения по совершенствованию системы правовых актов, регулирующих сферу культуры в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
В главе II рассмотрены основные теории (научные концепции) местного самоуправления и науки муниципального права.
Актуальность исследования основных теорий местного самоуправления (муниципально-правовых теорий) обусловлена отсутствием в юридической науке единства мнений, как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых, по целому ряду проблем, связанных с сущностью местного самоуправления. Наиболее дискуссионным традиционно остается вопрос, касающийся взаимоотношений местной и государственной власти. Следует отметить, что любое построение местного самоуправления базируется на концептуальных положениях, которые, зарождаясь в конкретных исторических условиях эволюционируют в зависимости от изменения таких условий.
Как свидетельствует история, множество моделей местного самоуправления было апробировано в трудах отечественных и зарубежных ученых в XIX и XX вв. в поиске наилучших форм государственного управления, сочетающего принципы централизма и децентрализма. Тем не менее, в настоящее время, исследования, посвященные трансформации муниципально-правовых теорий применительно к современным условиям нельзя считать достаточными. Дело в том, что те эффективные механизмы, которые бы удовлетворяли потребностям и интересам органов власти (государственной, муниципальной), а также населения, к сожалению, все еще не найдены. Таким образом, сегодня в России, в условиях стремительных политических и социально-экономических перемен возникла необходимость научной разработки эффективной формулы местного самоуправления.
Необходимо констатировать, что разногласия между органами государственной власти и местного самоуправления существовали всегда. Как следствие, возникали различные подходы к определению правовой природы и сущности местного самоуправления, а соответственно формировалась та или иная муниципально-правовая теория. В многочисленных научных исследованиях распространены попытки отделения местного самоуправления от государства (общественная муниципально-правовая теория), и наоборот, «огосударствления» первого (государственная муниципально-правовая теория).
Когда мы говорим о местном самоуправлении как о конкретно-историческом, социально-политическом явлении, то должны помнить, что, как и любое другое правовое явление, оно постоянно подвергалось эволюции. Поэтому вполне естественно, что менялось представление о сущности и соотношении государственной власти и власти на местах, о перемене приемов и методов управления государственными и общественными делами. В связи с этим, применимость любой теории местного самоуправления в каждой стране всегда зависит от множества причин исторического и национального характера, а также от общей направленности политической системы. Отсюда следует, что различие муниципально-правовых теорий всегда имеет не умозрительное, а действенное, управленческое основание. Так, проведение любой реформы местного самоуправления требует выбора одной из теорий в качестве своей концептуальной основы. Этот выбор всегда носит мировоззренческий характер, что подтверждается всей историей становления местного самоуправления, как в России, так и за рубежом.