Братья Ляпуновы: известный математик и механик, академик Александр Михайлович, видный композитор, пианист, музыкальный педагог Сергей Михайлович и филолог-славист, академик Борис Михайлович принадлежали древнему дворянскому роду Ляпуновых (рис. 1).
Многие исследователи родословия Ляпуновых непременно упоминают о том, что по преданию род Ляпуновых происходит от галицкого князя Константина Ярославовича – младшего брата Александра Невского [1, 7, 10–14].
Наиболее полную родословную своего рода составил филолог Борис Михайлович Ляпунов, где ему удалось проследить цепочку от Рюрика. В ней он оставил открытыми некоторые вопросы, в основном связанные с утратой ряда документов в пожарах Пугачевского бунта [1, с. 8]. Эта родословная сохранилась у потомков знаменитого рода, но, к сожалению, не будучи опубликованной, пока не стала достоянием широкой общественности.
Рис. 1. Герб рода Ляпуновых
Некоторые биографы пытаются отследить (описать) древний, известный в России род Ляпуновых, начиная от Смутного времени, от Прокопия и Захария Ляпуновых, т.е. с XVI–XVII веков. Следует сказать, что эта задача не из легких, ведь род Ляпуновых не только знаменитый, но и очень многочисленный.
В той или иной мере о предках А.М. Ляпунова, С.М. Ляпунова и Б.М. Ляпунова писали те, кто изучал их жизнь и деятельность. Кроме того, многих авторов, интересовали их близкие родственники, выдающиеся ученые: А.А. Крылов, В.А. Анри, А.А. Ляпунов. В этой связи, прежде всего, стоит упомянуть М.Д. Голубовского, Н.Н. Воронцова, А.С. Шибанова, В.И. Смирнова [7, 1, 13, 10].
На первый взгляд может показаться, что ветвь со стороны отца, астронома, директора Демидовского лицея, Михаила Васильевича Ляпунова, досконально изучена и много раз описана. Но только на первый взгляд. Как выяснилось, никто из исследователей не называет правильно даже имена прадедушек, а про прабабушек практически вообще ничего не известно [8, с. 9]. В данной работе мы поставим перед собой достаточно скромную задачу: рассмотреть только тех представителей этого знаменитого рода, которых правомерно называть нижегородскими дворянами.
В Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) удалось обнаружить немало документов, позволяющих пролить свет на этот вопрос. Попробуем рассказать о дворянах Ляпуновых, основываясь на делах о внесении в Дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии. Эти достаточно информативные документы, называемые «Дела о представлении…», позволяют проследить состав семьи Ляпуновых с указанием возраста всех членов на момент составления дела, что делает возможным определить даты рождения. Там также указаны учебные заведения, в каких они проходили обучение, и места службы и проживания. Итак, начнем рассмотрение в хронологической последовательности. Первое дело касается прадедушки братьев.
Прадедушка. Дело о внесении в Дворянскую родословную книгу за 1795 год
Узнать точные имена прадедушки и прабабушки удалось, познакомившись с документами ЦАНО из «Дела по представлению Титулярного советника Александра Ляпунова о внесении в Дворянскую родословную книгу» за 1795 год [3]. Эти документы подавались в «Собрание господ губернского предводителя депутатов Нижегородского наместничества».
Родовым гнездом нижегородской ветви Ляпуновых являлось имение в деревне Плетниха (или сельце, как принято было называть деревни, при которых находились дворянские имения). Оно располагалось на границе Нижегородской и Симбирской губерний возле речки Курмышки. Приобретенная деревня и имение были небольшими, всего «дворовых людей 4 муж., жен – 7», а крестьян на тот момент (в конце XVIII века) было в «Васильском округе деревни Плетниха муж. 19, жен. 31 душ». Здесь и далее при публикации фрагментов документов будем сохранять особенности написания и пунктуации.
Когда-то дед Василий Александрович Ляпунов писал об имении в сельце Плетниха: «…сельцо досталось от покойного родителя ТС Александра Ляпунова»» [2, л. 15.]. Но, каково полное имя прадеда? Что касается отчества, то тут имеются разночтения.
Как выяснилось из документов рассматриваемого дела, приобрел деревню Плетниха прадед братьев, которого звали Александром Михайловичем, а женат он был на подьячей дочери Марфе Васильевой Богородной. Имя прабабушки тоже оставалось в тени. И было ли оно вообще известно?
В этом деле есть документ, говорящий о том, что «….Предки мои происходя из Древняго Дворянского рода продолжали служение свое по городу Зарайску по коему и деревни жалованные за собою имеют …отец мой Михайла Иванов сын Ляпунов находился в статской службе …в провинциальной канцелярии подканцеляристом». Значит, прапрадеда звали Михаил Иванович, а не так, как о нем писали ранее некоторые авторы.
Что касается самого прадеда, то о себе он указывает: «…Нижний чин пожалован в 774 годе. Секретарем в Курмышскую воеводскую канцелярию …Указом правительствующего Сената переведен в Уголовную Палату».
Далее он сообщает о том, что появилось препятствие по исполнению службы: «…Не могу сего исполнить, а между тем от понесенных по сей службе ревностных трудов лишился зрения совсем…». Он еще не подозревал, что болезнью глаз будут впоследствии страдать многие из его потомков: и сын Василий, и внук Михаил, и правнук Александр, и даже один из ныне живущих представителей (потомков) рода. Болезнь, к сожалению, оказалась наследственной.
При подаче прошения в 1795 году Александру Михайловичу минуло 56 лет. В документах конца XVIII века было принято указывать возраст, а не год рождения. Получается, что родился прадед братьев Ляпуновых приблизительно в 1738 году, а его сыну Василию, который станет дедушкой братьев Ляпуновых, в год подачи прошения исполнилось 16 лет.
Дедушка. Дело по представлению за 1834 год
Этот единственный в семье сын Василий будет работать бухгалтером, а затем синдиком в Казанском университете [9, с. 46]. Более подробную информацию о Василии Александровиче Ляпунове, и особенно о раннем периоде его жизни мы узнаем из следующего дела, обнаруженного в ЦАНО.
Это были документы «Дело по представлению…», собранные с целью занесения детей в родословную книгу, датированы они были 1834 годом и подавались Василием Александровичем Ляпуновым по представлению своих сыновей Виктора, Михаила и Андрея [4]. Ознакомление с ними принесло также немало сюрпризов.
В деле есть такой документ, как «Формулярный Список о службе чиновника 6-го класса и кавалера ордена Святыя Анны 3-й степени Василия Александрова сына, Ляпунова, бухгалтера Императорского Казанского Университета за 1834 год» (рис. 2). В нем можно проследить все перемещения по службе, города, в которых он жил и работал.
Из документов явствует, что Василий Александрович в юности, начиная с 14-летнего возраста, какой-то период служил в Преображенском полку, хотя в сражениях, как таковых и не принимал участия. Для автора статьи это явилось полной неожиданностью. И местом его статской службы были не только Казань, а также Чебоксары и Иркутск. Как следует из формулярного списка, весь период со 2 декабря 1815 года по 10 апреля 1825 года Василий Александрович находился в отставке. А еще, кроме ордена Св. Анны, он «имел дворянскую бронзовую медаль на Владимирской ленте, медаль и знак отличия безпорочной службы XX летнего достоинства», также ему была объявлена благодарность за Отчет о денежных суммах по Казанскому университету, за 1827 год. [4].
Указано также, что «сыновья обучаются на своем иждивении Виктор в Университете студентом, а Михаил и Андрей в Казанской гимназии». Говорится в этом формулярном списке и о том, что у жены Василия Александровича было 16 десятин земли в Сергачском уезде при деревнях Уразовка и Ключищи.
В одном из документов дела есть информация о том, что сын Михаил Васильевич получил грамоту на дворянство за номером 498, а его братья Виктор – № 497, Андрей – № 499 (1834 год). Что касается дочерей, то им полагалось «на случай поступления их в казенные учебные заведения также порознь каждой, свидетельство о Дворянском их происхождении».
Рис. 2. Титул формулярного списка В.А. Ляпунова
К данному делу было приложено немало интереснейших документов. Например, выписки из метрических книг на дочерей, кроме Екатерины Васильевны, которая на тот момент еще не родилась. Дочерей Марфу, Глафиру и Елизавету, т.е. будущих теть братьев Ляпуновых, крестили в Казанской Крестовоздвиженской церкви, что при университете. В этих выписках говорится и о восприемниках. А это дает нам возможность узнать о родителях бабушки Анастасии Евсеевны, ведь ее мама была восприемницей (крестной) своих внучек Марфы и Елизаветы. В документе значится «Казанского умершего 3-й гильдии Купца Евсея Александровича Александрова жена вдова Александра Петровна (по мужу Александрова)». Теперь можно утверждать, что прадедом братьев Ляпуновых (по бабушке) был казанский купец 3-й гильдии Евсей Александрович Александров, а прабабушкой Александра Петровна Александрова.
Безусловно, что рассмотренные документы дел позволили осветить очень многие неизвестные ранее события и выявить новые факты, многое уточнить в биографии дедушки и прадедушек знаменитых братьев Ляпуновых и отобразить фрагмент обновленного родословного древа Ляпуновых (рис. 3).
Дела по внесению внуков и правнуков в родословную книгу
Пройдут годы, и в начале 1871 года вдова Михаила Васильевича Ляпунова Софья Александровна будет подавать заявление в то же Нижегородское Дворянское Собрание, чтобы ее сыновья Александр, Сергей и Борис были занесены в Дворянскую родословную книгу [5].
Рис. 3. Фрагмент родословного древа Ляпуновых
Но на этом ветвь нижегородских Ляпуновых не прервется. В 1913 году Сергей Михайлович Ляпунов напишет прошение о присоединении детей его: Георгия, Ксении, Андрея, Людмилы, Бориса, Анастасии, Ольги к дворянской родословной книге Нижегородской губернии к фамилии Ляпуновых [6].
Заключение
Итак, мы рассмотрели дела, касающиеся занесения отдельных представителей древнего рода Ляпуновых в Родословные книги Нижегородской губернии. В основу этих ценных источников информации положены формулярные списки заявителей, копии метрических записей и т.п. Знакомство с ними позволило заполнить многочисленные пробелы в биографиях деда и прадедов знаменитых братьев Ляпуновых (о них мы написали в начале данной статьи), но и не только их. Потомство трех детей Василия Александровича Ляпунова – Виктора (1817–1856), Натальи (1819–1897) и Михаила (1820–1868) – оказалось необычайно даровитым. Примечательно, что все трое появились на свет в Плетнихе, родились практически в течение трех лет!
Сыновья Натальи станут химиками-органиками [9, с. 70]. Один из них, Александр Михайлович Зайцев, член-корреспондент Петербургской Академии наук, будет возглавлять кафедру органической химии Казанского университета около 40 лет.
Внук Виктора, Алексей Николаевич Крылов, станет выдающимся кораблестроителем, академиком. Другой его внук, Виктор Алексеевич Анри будет известным ученым, профессором, работавшим на стыке таких наук, как физика, химия, физиология и психология. Правнук Виктора, Алексей Андреевич Ляпунов, станет видным математиком, основоположником кибернетики в Советском Союзе, член-корреспондентом АН СССР.
У всех этих выдающихся людей были общие предки – нижегородские дворяне сельца Плетниха – тихого живописного местечка возле речки Курмышки.