В данное время в психологии получило развитие новое направление, которое называется «холодинамика». Приблизительный смысл термина – «жизнь в развитии». Метод, придуманный доктором философии, психотерапии, физики, геологии и педагогики Вернон Вульфом выдвигает гипотезу о существовании «холодайна» – единицы сознания.
По теории Вульфа, любая промелькнувшая мысль совсем не случайна. Она часть нашего естества и, «промелькнув», никуда не девается, а продолжает исподволь влиять на состояние всего организма [1, с. 37–39].
В восточно-оздоровительных системах эти холодайны называются «энергия ци», которая материализуется и является первоосновой не только материи и энергии, но и сознания всех живых организмов. Они свободно перемещаются по вселенной и могут передавать информацию в наш мир из любого, в том числе параллельного времени и пространства.
Более того, холодайны «ци» одного человека могут резонировать с холодайнами «ци» другого человека.
Цель исследования: обоснование роли саморегуляции будущих учителей физической культуры по различным видам спорта.
Материалы и методы исследования
Изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, анкеты и интервью, анализ научных источников.
Вульф приходит к выводу, что все холодайны проходят шесть стадий развития. Каждая из стадий определяет психику поведения и, в конечном итоге, судьбу человека (рисунок).
Шесть стадий развития холодайнов (по Вульфу) [27]
Выбором того или иного пути развития холодайнов руководит самый главный из них – человеческое сознание.
Не все холодайны настроены на положительную программу развития. Отсюда болезни, несчастье, одиночество и прочие издержки в воспитательном процессе. В какой-то момент человек вдруг осознает, что «заблудился в сумрачном лесу» жизни и начинает искать выход. Вот оно, время заниматься самовоспитанием, саморегуляцией!
В качестве объекта исследования выступали будущие специалисты физической культуры и спорта КарГУ им. Е.А. Букетова. Проводя моделирование ситуации, мы активно проверяли: притязания, способность каждого опираться на те или иные внешние – внутренние опоры, как характеристику саморегуляции, степень самостоятельности и уверенности, удовлетворенность собственными или внешними критериями.
Ряд студентов ответственность за слабое овладение методами восточно-оздоровительных систем переносил на преподавателя, окружающих, проявлялись своего рода самоуверенность или авантюризм, контроль за всеми условиями снижался, личность уже не владела своими условиями достижения.
В ходе занятий восточно-оздоровительной системой включали методы саморегуляции, медитации, упражнения для развития воображения, упражнение цигун-терапии, разработанные профессором Пекинского института Го Линь, который соединил самые эффективные из динамической и статической школы, за основу которой взята оздоровительная ходьба, применяли дыхательные упражнения атлантидов, где акцентность делали на звукосочетании «so» «хым» «so-вдох», «хым-выдох» [2, с. 87–89].
Формальные включения ряда студентов в структуру обучения восточным оздоровительным системам и методам самовоспитания и т.д., не отвечающим ее намерениям, ценностям, отсутствие полноты самовыражения, отсутствие их активного моделирования ведут к падению удовлетворенности их активности. В экспериментальную группу мы набирали на основе типологического подхода к проблеме самовоспитания. Типологический подход раскрывает не сами психические качества, а конкретную структуру механизмов, форм и связей активности личности, направленных на самовоспитание.
Таким образом, типы – это не отклонение от нормы, не просто отдельно взятые особенности и отличия, а сами сущности активности, пути ее реального развития и организации, в процессе самовоспитания на основе восточно-оздоровительных систем.
Как сказал Лон Хаббард: «Дикие нравы, примитивные суждения, болезненность происходят от реактивных моделей поведения. А не от врожденных черт характера» [3, c. 26].
Семантика удовлетворенности проявилась в соотносительности с притязаниями и с саморегуляцией. Концентрация была бы неполной, если бы она не обращалась к предмету медитации. Как сказал Паскаль: «Все несчастья людей происходят только оттого, что они не умеют спокойно сидеть в комнате в одиночестве».
Медитацией занимались на заре цивилизации, и методы успокоения ума обнаруживаются в любой культуре, но особенно она выражена на Востоке. После нескольких занятий студенты отмечали, что они внутренне освобождались, вырывались из вечного диалога, стоящего целый день в ушах.
Исследователи отмечают, что медитация – это путь вовнутрь – к такому уровню бытия, который значительно мощнее, который открывает двери в новые уровни ощущения и действия [4, с. 70–71].
Известно, что при занятии медитацией ставится такая цель, как идти к источнику мысли, к этой глубокой сущности нашего существа. Существенно при этом освободиться от всех завалов, называемых мыслями, этих наносов на реке нашего сознания.
Обучающиеся в свою очередь отмечали, что медитация – это не попытка избавится от нежелательных мыслей. Это также и не субъективный анализ того, что происходит в уме во время медитации.
Исходя из этого, можно определить, что медитация – мощный процесс освобождения от стресса. Когда ум и тело достигают состояния глубокой релаксации через медитацию, то снимается даже глубоко укоренившееся напряжение.
В данной ситуации тело начинает регулировать себя на клеточном уровне и на уровне ума этот процесс представляется нам как освобождение энергии в виде потока мыслей [5, с. 40–45].
После этого с использованием сосновой шишки проводился массаж по структуре: 1) верхнего дяньтяня (космическая энергия); 2) переднего дяньтяня (духовная энергия); 3) среднего дяньтяня (питательная энергия); 4) нижнего дяньтяня (наследственная энергия); 5) заднего дяньтяня (жизненная энергия).
Параллельно мы осуществляли активизацию внутренних органов: 1 – сердце, 2 – легкие, 3 – селезенка, 4 –печень, 5 – почки.
1 – верхняя губа: проекция желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки; 2, 3 – нижняя губа; проекция толстой и тонкой кишки. Выполняли упражнения для восстановления тонуса вен головы и верхней части туловища, так как студенты экспериментальной группы в основном страдали различными заболеваниями головы. У многих голова болела и просто так – человек устал, понервничал, замерз, проголодался, стрессовые ситуации, умственные или физические перенапряжения, остеохондроз шейного отдела позвоночника, длительное нахождение в неудобной позе.
Сидя на скамейке. Руки укладываем на место соединения головы и шеи, локти направлены под углом вперед. Удерживаем 20–30 секунд. Опускаем руки, медленно, вяло, поднимаем руки вверх. Соединяем ладошки над головой, потянемся вверх, ведем вниз за голову и укладываем на место соединения головы и шеи, локти направляем под углом вперед.
В восточно-оздоровительных системах большое внимание уделяется принципам самонаблюдения, но эти исследования носят эмпрический характер.
Для оценки яркости-четкости представлений мы применили опросник Д. Маркса [6, с. 81–83]. В опроснике использовали 5-балльную шкалу оценки «яркости – четкости» представлений.
Шкала:
1 – представлений нет вообще: Вы только знаете, что Вы думаете о предмете;
2 – предсталение неясное, тусклое и смутное;
3 – представление средней яркости – четкости;
4 – представление яркое, четкое, чистое;
5 – представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия.
При анализе результатов выполнения задания группой испытуемых выявились упражнения, развивающие воображение: раскрыть объятия, красочная радуга, вращение рук, разделение облаков. Конфуций говорил: «Воображение делает человека чувствительного – художником, а мужественного – героем».
Для развития воображения вначале надо расслабится, затем обрести устойчивость, умиротворение. Упражнение «красочная радуга» относится к воссоздающим и творческим.
Студентам было предложено представить радугу в семи цветах, которые нельзя непосредственно ощутить и воспринять. С его помощью студенты воспринимали в первую очередь план, схему, чертеж, объяснения.
Из 27 студентов экспериментальной группы 15 студентов на протяжении семи занятий не смогли представить красочную радугу, только через месяц занятий появились контуры радуги в виде одинарных цветов. Творческое выражение у студентов неодинаково.
Исследования показали: используя упражнения, можно развить у студентов способность к воображению вообще и даже к созданию ранее не типичных для него положений, ситуаций.
Для развития воображения перед студентами ставили такие задачи, которые позволяют им проявлять самостоятельность, находчивость, мысленно соотнести конкретные навыки, знания в совершенствовании спортивного, педагогического мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальные исследования показали, что при представлении движений «парящий бег» возникают не только мышечно-двигательные цели или моторные реакции с явлениями электрической активности в мышцах, но и идеовегетативные, проявляющиеся в учащении пульса, дыхания, изменения кровяного давления.
С развитием воображения студенты 1 курса стали активно общаться с другими людьми. Воображение используется и в самовоспитании. Изучив восточную педагогику, медицину, мы разработали специальные формулы, отражающие системы жизненно важных отношений человека и помогающие улучшить функционирование утверждений: «Настрой состоит только из положительных утверждений: «я хочу измениться», «у меня сильная воля», «я контактен, людям приятно со мной общаться». Выбор имел определенную смысловую нагрузку: «покой», «здоров», «занятия помогут мне».
Было установлено, что для воспитания крепкой воли необходима ясная цель и настойчивая деятельность, направленная на ее достижение. П.К. Иванов [7, с. 78] писал: «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия».
Отмечается, что методологической основной изучения спорта как модели деятельности человека в экстремальных условиях в контексте «Восток–Запад» являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений [5, с. 60–64].
Поэтому мы полагаем, что наиболее важной и отличительной чертой восточной методологии индивидуализации подготовки спортсменов является отношение к самой проблеме индивидуального «Я» как центральной во всех религиозно-философских учениях, заложивших методологические основы восточных единоборств.