Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF THE METHOD OF COLLECTIVE ANALYSIS IN THETEACHING SYSTEM OF DISCIPLINE «THE HISTORY OF ART» (CASE-METHOD)

Amirzhanova A.Sh. 1 Tolmacheva G.V. 1
1 Omsk State Technical University
In the article presented, the authors argue that one of the important aspects in the system of modern education isthe search for new effective methods in teaching. The proposed case studies are aimed, to a greater extent, at developing the general intellectual and communication potential of students and teachers. The problem of implementing this method, according to the authors, has an important aspect and some evident tendencies are presented by them. In the future, the essence of case-studies is described, through specific situations. That is, students were asked to comprehend the real life situation, the description of which simultaneously reflects not only any practical problem, but also actualizes a certain set of knowledge that must be learned when solving this problem. The relevance of the article is related to the fact that the development and implementation of the case-method model in the educational process is an effective tool for the formation of the professional competence of the studentsbeingtaught.
teaching method
case technologies
thinking
method
brainstorming
discussion
canon
ancient art
temple building

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием

А. Эйнштейн

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от множества факторов и традиционно измеряется его личными или его учеников достижениями. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза может способствовать повышению эффективности его профессиональной педагогической и предметной деятельности и в то же время создает предпосылки для достижения не только педагогических, но и социальных и экономических эффектов [3].

В системе подготовки студентов направления «Дизайн» преподавание дисциплины «История искусства» ориентировано, в первую очередь, на интеллектуальное и духовное развитие будущих дизайнеров. Обучение истории искусства основано на таких дисциплинах, как «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Спецрисунок», «Пропедевтика», поэтому все программные положения осуществляются с учетом знаний и умений, уже полученных в процессе обучения. Также освоение этой дисциплины тесно связано с предметами теоретического и практического цикла: «История», «Философия», «Этика и эстетика», «История декоративно-прикладного искусства», «История костюма» и другими спецдисциплинами кафедры. Опираясь на методологию всех этих учебных дисциплин, в системе преподавания истории искусства ставится цель – осветить общую эволюцию стилей, художественных направлений и течений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Интегрированное рассмотрение всех видов искусства поможет студентам получить целостное представление о художественной картине мира, выявить общее и особенное отдельных периодов и стилей. При этом искусство рассматривается как аккумулятор духовных ценностей своего времени.

На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования внедрение метода кейс-технологий в педагогическую практику является весьма актуальной по двум тенденциям:

– первая связана с общей направленностью развития российского образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие личностных способностей студентов, и здесь особое внимание может быть уделено способности к обучению, видоизменению системы мышления, умению перерабатывать и переосмысливать огромные потоки получаемой информации;

– вторая тенденция связана с качеством подготовки специалиста, который, помимо достижений требований первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в кризисных ситуациях [2].

Предлагаемый нами метод коллективного анализа, т.е. кейс-метод, довольно-таки прост в применении: для организации учебного процесса и обучения студентов используется описание конкретных ситуаций или проблем, связанных, например, с древними цивилизациями или с определенной эпохой развития искусства. Студентам предлагают осмыслить мировоззрение человека, ситуацию, в которой он жил, и искусство, которое он создавал. Анализ и описание отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама представленная проблема не имеет однозначных запрограммированных решений. В кейсе действия даются либо в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Итак, в системе преподавания дисциплины «История искусства», на наш взгляд, целесообразно выделить основные этапы создания кейсов:

1. Определение дидактических принципов в кейс-методе.

Этот этап представляет собой апробирование места и роли кейса в структуре данной учебной дисциплины, также определение конкретного раздела дисциплины, с которой связана представленная ситуация; обозначение конкретных целей и задач, выявление критериев знаний, умений и навыков студентов.

2. Представление конкретной проблемной ситуации для дальнейшего обсуждения.

3. Построение структуры кейс-метода (разработка тезисов, вопросов).

4. Выбор или построение самой модели проблемной ситуации.

5. Определение жанра в проведении кейс-метода.

6. Выполнение сценария (текста) данного кейс-метода.

7. Апробирование эффективности и целесообразности кейс-метода; внедрение методически последовательного контрольного учебного эксперимента для выяснения результативности предлагаемого кейс-метода; диагностика правильности и эффективности кейс-метода.

8. Выработка итогового сценария кейса.

9. Внедрение разработанного кейс-метода в систему обучения при проведении практических (семинарских) занятий, дискуссий.

10. Анализ результатов и подготовка методических указаний и рекомендаций по внедрению кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий студентов и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Вопросы для дискуссии: во всех дискуссиях при обсуждении проблем необходимо руководствоваться основными вопросами:

1 семинар:

– В чем проявляется синкретизм первобытного искусства?

– Какие территории были изначально заселены первобытными родовыми организациями?

– Какие факторы оказали влияние на развитие трудовой деятельности человека?

– Какие факторы оказали влияние на художественную деятельность человека?

– Какие Вам известны точки зрения о происхождении искусства?

2,3 семинар:

– В чем своеобразие культуры Древнего Египта?

– Какую проблему решали посредством всех видов искусства в Древнеегипетской цивилизации?

– Территориальные и климатические условия в Египте. Роль Нила в жизнедеятельности человека.

– Система канона в искусстве Египта: в чем плюс и минус?

– Охарактеризуйте суть заупокойного культа и его связь с искусством.

– Какие изменения произошли в искусстве Египта в Амарнский период? Как это оказало влияние на развитие искусства в период позднего царства?

Возможности разных методов при работе с кейсом

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение сценария предполагаемой ситуации

Системный анализ

Апробирование и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Выработка и получение знания о ситуации посредством ее переосмысления

Метод описания

Характеристика ситуации, ее описание

Проблемный метод

Выявление проблемы, связанной с ситуацией

Метод классификации

Систематизация перечней свойств, сторон в представленной ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

Генерирование и концентрация идей относительно ситуации

Дискуссия

Диалог, обсуждение, обмен взглядами по заданной ситуации. Поиск путей решения проблемы

4, 5 семинар:

– Какие периоды развития античного искусства вы знаете?

– Назовите главный центр развития Древнегреческой вазописи.

– Какую проблему решали эллины посредством вазописи?

– Почему вазопись в искусстве Древней Греции занимает ведущее положение в отличие от архитектуры?

– Что было заложено в основу Афинского Акрополя?

– Почему греческие архитекторы сознательно нарушали размеры и их соотношение?

– Что означает греко-римский период в развитии античного искусства?

– Почему греки посвящали своим богам мифы?

– Назначение архитектуры в Древнем Риме. Какие новые постройки были введены в эксплуатацию?

– Какой новый материал использовали римлянине в строительстве?

– Что легло в основу создания римского реалистического скульптурного портрета?

6, 7, 8 семинар:

– Какую проблему отражали посредством всех видов искусства в Византии?

– Какой тип храма был взят за основу в Византийской традиции?

– В чем причины классовой борьбы между иконоборцами и иконопочитателями?

– Какую проблему решали посредством всех видов искусств в романском стиле?

– Почему в строительстве монастырей использовали местный камень, а не привезенный из вне?

– Какое назначение имели романские монастыри в случае войны или опасности?

– В какой стране готический стиль проявил себя ярче и в полной мере?

– Назовите три архитектурных элемента каркасной готической системы во Франции?

– Каково мировоззрение человека эпохи Возрождения?

– Как изменилось положение художника в эпоху Возрождения?

– Назовите новшества в системе изображения и приемов письма в эпоху Возрождения?

– Почему итальянские палаццо (жилые дворцы) внешне выглядят суровыми, а внутри богато декорированы?

– Проблема, которую решали посредством искусства в Северном Возрождении [1].

Итак, метод коллективного анализа – это не просто правильно и методически разработанный проект. Использование этого метода, в большей степени, связано с инновационными нововведениями в системе современного образования. И важным аспектом в преподавательской деятельности является то, чтобы отношение педагога к методологической основе кейс-метода не было бы просто формальным и поверхностным. Также этот метод может стать важным фактором повышения профессиональной компетентности самого педагога, посредством соединения исследовательского аспекта, учебного и образовательного в системе преподавания.