Современный этап развития образования предполагает интенсивность и эффективность поиска совершенствований теорий и практик, и социум нуждается в поколении, умеющем работать на результат, на обеспечение социально значимых достижений. В целом, мировая наука тяготеет к признанию роли преподавателя как менеджера, коуча, тьютера, организатора, стремящегося управлять, направлять активно развивающую познавательную деятельность обучающего. То есть появилась значимая тенденция не только учитывать уровень способностей, развития направленности личности, но и вовлекать её в активный процесс осознания, для каких целей могут быть применены те или иные знания. Ведь «необходимым условием успешности образовательного процесса является формирование смысловой сферы обучаемых, ясное осознание ими целей и смыслов учебной деятельности» [5, с. 132–133]. Таким образом, эффективность преподавателя будет состоять из дидактического замысла, определенных технологических цепочек действий, выстраивающихся структурно, в соответствии с мотивационно-целевыми установками, имеющими формы планируемых, ожидаемых результатов.
Проблемой учебной мотивации занимались многие ученые, такие как: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.С. Абрамова, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин, А.А. Реан, О.Н. Вербицкий и др. «Развитие мотивации учения характеризуется изменением отношения обучающихся к образовательной деятельности – от отрицательного или нейтрального до активного, личностного, творческого. Образовательная мотивация – это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития» [5, с. 138]. Развитие мотивации – это всегда процесс изменения иерархии мотива, их состава, устойчивости, появления новых, актуализация имеющихся у обучающихся психологических образований. Те самые образования, которые обеспечивают выбор предмета и способ удовлетворения потребности, где наиболее актуальными становятся мотивы самообразования, саморазвития. «Обучение в вузе соотносится с юношеским возрастом, периодом ранней взрослости. Главные мотивационные линии этого возрастного периода (самопознание, самовыражение, самоутверждение) связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию» [8, с. 16].
В многочисленных научных исследованиях прослеживается важность учебно-познавательных мотивов в учебной деятельности, ориентация на получение прочных профессиональных знаний и практических умений, на собственный рост и совершенствование (Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков).
В развитии мотивационных процессов определяющую роль играет удовлетворенность учебной деятельностью, уровень которой рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на повышение мотивации учения студента, как в текущем периоде времени, так и в будущем. Существует зависимость: чем сильнее потребности учащегося будут удовлетворяться в учебной деятельности, тем продуктивнее будет определяться его отношение к учению. Методы эффективного обучения напрямую связаны с организацией учебного процесса, где значимым фактором выступают мотивационные основания. Структурированные, упорядоченные, планируемые по определенному проекту и последовательно реализуемые мотивированные шаги в процессе обучения обеспечивают достижения прогнозируемой цели.
Следует напомнить, что любая мотивация выполняет функцию смыслообразования и для получения адекватных смыслов обучения следует целенаправленно формировать специальную смыслообразующую мотивацию обучающихся. «Под смыслообразующей мотивацией можно подразумевать такую мотивацию, которая образует долговременные, стратегические жизненные смыслы, а не ограничивается текущим отрезком жизни, состоянием «здесь-и-сейчас» [7, с. 46]. Отсюда необходимо обеспечить не только внутренний смысл освоения профессии (сферы деятельности, в которой будет интересно), но и его продолжение, трансценденцию за пределами собственно профессиональной сферы в область всей жизнедеятельности человека как онтологического субъекта и как личности [6]. А любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, когда у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к успешной учебной деятельности, в том случае, когда у учащихся сформировано положительное отношение к обучению, проявляется тяга к познавательному интересу и потребность в получении знаний, умений и навыков, а также, если у них будут воспитаны понятия: чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Например, в детальных подробностях разбираются образовательные демонстрационные фильмы и вебинарные курсы по дополнительному образованию, которые проводят молодые ученые, педагоги, менеджеры – Е.А. Романова, К. Саркисов, Т.В. Никишина, М. Губина, А. Мосягина, А. Полянский, где ставятся и решаются задачи мотивации в обучении:
- Мотивация в обучении. Когда действительно хотят учиться студенты? Как вовлечь и увлечь их в процесс обучения? Интерактивность, регулярная обратная связь, достижения, успехи, соревновательность. Помогает ли решать эти вопросы геймификация? Игровые механики вовлекают или мотивируют? Фаны в обучении. Что такое фан в обучении, и какой он может быть? Мотивация в смешанном обучении. Как мотивировать обучающихся в смешанной модели обучения, чтобы они успешно прошли все этапы до конца с желаемым результатом? Обязательные элементы любого обучения. Как выделить потребности, интересы и цели? Как провести обучение с вовлечением и/или «Давайте поиграем!»? Какова может быть внутренняя и внешняя мотивация студентов? Стратегия мотивации. Каковы факторы, влияющие на желание студентов учиться?
- Case-study как эффективный метод активизации познавательной деятельности и мотивации к обучению студентов. Какие возможности использования сase-study в образовательном процессе: от вебинаров до практических заданий? С какими современными образовательными методами и технологиями сочетается сase-study?
- Онлайн-инструменты для интерактивного взаимодействия в образовании, интернет-сервисы для совместной работы, средства коммуникации и взаимодействия с образовательным контентом в обучении, совмещение различных видов учебных активностей (лекционные курсы, тесты, вебинары), коммуникаций (опросы, форумы, блоги) в едином учебном пространстве. Как сделать, чтобы различные инструменты заработали в рамках единого процесса (бейджи, рейтинги, «спасибо», виртуальная валюта, призы и т.п.)?
Разбирая, а также принимая во внимание все эти новые тенденции: вовлечение в процесс обучения, интерактивная геймификация и фаны, сase-study, смешанные модели обучения, мы должны учитывать компоненты мотивации. «Поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и – поскольку учение собственно опосредованное, совершающееся через овладения накопленных человечеством знаний, познания мира, – интерес к знанию» [9, c. 499].
Мы заботимся о том, чтобы включить в обучение использование методов инженерии знаний как новейший тренд в развитии электронного, смешанного и очного обучения. При этом мы понимаем, что информационные образовательные технологии – это не только инструменты: интернет и программное обеспечение – это, прежде всего, использование методов и средств извлечения, обработки, систематизации и применения информации. Поэтому нам приходится ставить вопросы и озадачиться поиском ответов на них:
- Как использовать современные методы и способы работы со знанием в повседневном процессе, в обычной практике различных видов обучения? Что является движущей силой учебного процесса и как им грамотно управлять? Как данные и информация превращаются в знания и личный опыт, мотивирующий студента? Как построить изменяющуюся в ходе обучения модель успешного студента и на ее основе составлять его индивидуальную образовательную траекторию, ведущую к успеху? Как максимально эффективно достигать педагогических образовательных целей, задействовав мотивационные компоненты обучения студентов? Как составить содержание учебного курса, сформировать с его помощью умения и навыки учащихся по приобретению, обработке, структурированию и применению полученных знаний?
А студенту нужно понимать, для чего ему необходимо знать предлагаемую тему и ее цель; какова основная задача содержащейся в ней учебно-проблемной ситуации, которую можно постичь, если изучить ее содержание; какова ее теоретическая и практическая значимости; как она ранее применялась; каковы могут быть вопросы самоконтроля и самооценки возможностей по ее изучению? Студентам важно показать план траектории предстоящей работы, в который включены ситуации различного характера: эмоционального увлечения и успеха в достижении целей; интеллектуального поиска проблемы и дискуссий, игрового соревнования. Студентам интересно, когда процесс обучения связан с анализом ошибок и достижений, подбором формы и методов стимулирования и мотивации, такие как: поощрение, порицание, развитие желания быть полезным, побуждение к поиску альтернативных решений, самооценки деятельности и ее коррекции, рефлексии поведения, проектному методу, прогнозированию. Положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности, существенно продвигают группу студентов к намеченным результатам и служат своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости. Таким образом, посредством анализа и интерпретаций извне осуществляется переход внешнего мотивирования и управления к самоуправлению, к умелой самоорганизации, самоконтролю.
Успешное формирование положительных мотивов учения тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированных различных учебных умений и навыков, с формированием учебно-познавательного интереса. При этом студенты получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к самообразовательной деятельности и к самостоятельному добыванию знаний.
И мы, конечно, понимаем, что без образовательного мотивационного контента невозможно вовлечь в обучение студентов, и поэтому необходимо учитывать, что в условиях стремительного развития технологий трудно становится педагогически представить строгую регламентацию содержания и методов эффективного обучения. В связи с этим надо более скрупулезно подбирать методы и специально формировать, развивать и стимулировать мотивации студентов. Отсюда необходимость формировать высокий уровень познавательного интереса к предмету – является важной нашей задачей, и для ее решения потребуется построение единой ментальной картины на весь процесс обучения, где задействованы основные факторы, ведущие к ее эффективности:
– содержание учебного материала с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации;
– стиль общения педагога через целенаправленное конструирование образовательного процесса и форм сотрудничества с учащимися, включая творческий подход разработок индивидуальных траекторий развивающего обучения, предусматривание смены деятельности краткими лекционными презентациями с использованием мультимедиа, показов различных острых значимо-содержательных лекционных моментов, применяя современные средства и информационно-компьютерные технологии и пр.;
– характер и уровень учебно-познавательной деятельности, повышающийся через совершенствование подбора вариативности, различного дидактического материала (на печатных и электронных носителях, инструкции, карты, лекционные демонстрационные фрагменты); использование разнообразных видов самостоятельных работ с учетом мотивационных интересов студентов (задания с познавательно-занимательными, а может быть, и каверзными вопросами); структурирование лекции с учетом вызова эмоционального отклика для активизации познавательных психических процессов, поощрения формировать собственную точку зрения на проблему, а также демонстрацию важности знаний и умений в жизни, ее связи теории с практикой на ярких примерах достижений и неудач.
И в результате подобной работы складывается эффективная система развития мотивации учения, в которую включен целый комплекс творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности, состоящий из:
– причинно-следственных связей,
– комбинированной информации,
– планирования и практического его выполнения.
За последние несколько лет произошли резкие перемены, свершился переход, а точнее скачок, необратимо изменивший свойства образовательной среды. Оформился явный запрос на индивидуализацию образования, когда сам обучающийся мотивирован, выбирает и реализует свою собственную траекторию продвижения к образовательной цели. Меняются не только модели субъекта и объекта учения во всех звеньях и на всех уровнях образования, но и всего процесса приобретения знаний, их воспроизводства. Запоминание и хранение знаний уже дополняется способностью искать и отбирать информацию для обучения во всех средствах массовой информации. При обилии доступных образовательных ресурсов обучающимся требуется помощь в виде современной педагогической востребованной компетентной позиции, умеющей работать на всех образовательных этапах образования (очном, онлайн, дистанционном), чтобы каждый студент мог участвовать в организации своего собственного мотивированного обучения.
Учитывая эти аспекты и всевозрастающую самостоятельность взаимодействия преподавателя и обучающегося (которые подвигают их к активности в различных технологизирующих процессах: развивающего образования, проблемного, проектного, интегрированного, модульного обучения, игрового, кейсов, мастер-классов, критического мышления, уровневой дифференциации, здоровьесберегающего, коммуникативного), по-новому реализуется содержание обучения, обеспечивается достижение поставленных целей, изменяются и предоставляются современные формы методов обучения.
И, в заключение, ученые еще лет 20 тому назад утверждали то, что «любые реформы и преобразования в сфере образования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации [3, с. 283]. Однако, как быть сейчас в условиях неопределенности, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий, когда жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной? Для педагогов представляется критически важной и парадоксальной проблемой заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, мотивированного обучения, нацеливающего студентов на дальнейшее учение и деятельность в средах будущего и создание условий помощи его достижения. Тем не менее, «все мы помним, как еще совсем недавно преподаватели вузов проходили курсы «компьютерного ликбеза»; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперед. Педагогическая деятельность – это большое и трудное искусство, своеобразный «театр одного актера», а каждое занятие – своеобразный мастер-класс» [5, с. 7]. Поэтому важно при разработке очередного эффективного обучающего мотивационного курса учитывать:
1. Текст, ведущий к цели.
2. Современный инструментарий.
3. Комплекс текстового оформления лекции, мотивационную логистику преподнесения материала [1, 2].